image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психология каждый день

 

Психологическая помощь в буквах: мои статьи, наблюдения, обзоры методик психологического консультирования.


Телекомпания ВИД. Заставка ВИД - смерть на экранах.

27 декабря 2011

Заставка ВИДНедавно мне пришло интересное письмо, в котором молодой человек рассказал о своем детском страхе. Изучив проблему, о которой пойдет речь, оказалось, что она носит массовый характер и с разрешения использовать некоторые выдержки из письма, я решила написать статью о детском страхе. Тема очень важная и актуальная, ведь водопад «чернухи», который льется из телевизора нескончаемым потоком, разрушает психику не только ребенка, но и взрослого человека.

Зачастую проблемы сейчас – это отголосок нашего детства, это то, как прошло детство, какие были радости и потрясения, это начало формирования психики человека. И конечно страхи «родом из детства» это большая проблема, которая в дальнейшем может превратиться в фобию, ряд комплексов и т.д.

Итак: «Телекомпания «ВИД» представляет…». То, что она представляет, Вы могли видеть на российских экранах 15-20 лет назад. «Это бабушка с пучком на голове»? «А почему «ВИД» - это Борис Николаевич Ельцин»? – такие вопросы задавали дети своим родителям, когда видели нечто, появлявшееся каждый раз перед любимыми развлекательными передачами. Перед его появлением на мутном фоне возникала чёрная полоса с шариком, стремящимся к падению вниз под дребезжащие звуки (не то старого кинопроектора, не то отбойного молотка). Шарик падал в пространство, оставив после себя три вспышки, возникшие под более ужасающие звуки – и затем… вот оно, произведение искусства графических редакторов. Серая маска, напоминающая лицо мёртвого человека с огромной «шишкой» на лбу. К появлению на экранах такого страшного нечто впечатлительные дети не могли быть равнодушными – они сию минуту бежали от телевизора, начинали плакать, замирали в страхе перед неведомым, дрожащим голосом спрашивая родителей: «Что это? Что за жуткая маска?». Родители и сами не знали, что ответить. Они могли бы увести детей от экранов, предупреждая о появлении вселяющего ужас «ВИДа», но такое зрелище достаточно увидеть один раз, чтобы надолго впасть в гущу собственных страхов перед ним. Боязнь одного логотипа перерастала в боязнь смотреть телевизор вообще: «Там же ВИД!!», а то и в боязнь темноты: в тёмном помещении детям мерещилась маска «ВИД», которая вот-вот настигнет их. Напоминает фильм ужасов, правда ведь?

Один логотип одной телекомпании стал одним из главных кошмаров многих российских детей в 90-е годы. Он снился им в самых страшных формах: с огромной пастью, с выпученными глазами, с кровавыми зубами… Быть проглоченными зловещей маской – не самое приятное сновидение. Нет, «ВИД» не стал героем фильмов ужасов, но то, что видели дети на экранах, а потом и в своих снах, производило на них такое впечатление, с которым не сравнится даже кишащее вампирами и мертвецами зарубежное кино. Серая маска, помимо своего внушающего страх вида, имела ещё и некую таинственность, загадочность. Это что-то неизвестное, непознанное, то, что дети не могут просто понять. Такая неизвестность пугала ещё больше, чем образ любого монстра из фильма ужасов. Почему же?

Монстры, вампиры, оборотни, зомби – подобные образы есть плод фантазии западного человека, и с ними российские дети могли познакомиться как раз в 90-е годы. Образ «ВИДа» же явился к нам с востока.

В качестве логотипа телекомпании «ВИД» её основатели выбрали скульптуру головы древнекитайского святого Го Сяна (Guo Xiang), но в оригинале это была не просто скульптура, а… посмертная маска – слепок лица умершего человека.

Заставка ВИД То, что дети называли шишкой, бородавкой или пучком на голове, было на самом деле трёхлапой жабой – символом богатства в китайской культуре. Улыбка на лице Го Сяна означала счастье. Таким образом, святой покинул мир в счастье и в богатстве. Его посмертная маска, как мы видим, не представляет из себя ничего едва ли пугающего, она скорее даже символизирует радость. Точнее, смерть в радости. Но работники телекомпании решили изменить лицо с помощью средств графики – и в результате вышло ужасное нечто, выступающее по сей день в качестве логотипа «ВИД». Улыбка с лица пропала, цвет стал серым, жаба трансформировалась во что-то, действительно напоминающее шишку на голове, а в целом маска приобрела довольно зловещие очертания и пустой, леденящий душу, безжизненный взгляд и, стало быть, символизировала смерть. Смерть – это то таинственное, загадочное и непознанное, чего не только дети, но и взрослые люди не могут понять. Именно поэтому логотип вызвал ужас у многих детей, которые имели несчастье наблюдать его.

Отсюда вывод: очень важно знать, что смотрит Ваш ребенок по телевизору, какие телепередачи и телефильмы ему интересны. Хорошо если Вы контролируете этот процесс, а если нет, то рекомендую Вам начать это делать. Посмотрите вместе с ребенком несколько передач или фильмов и понаблюдайте за его реакцией и поведением во время просмотра и после. Ведь дети, как губки – все впитывают, ведь уровень восприятия у детей на порядок выше, чем у взрослого человека, а главное они очень ранимые и впечатлительные. Страхи «родом из детства» - распространенное явление и помощь психолога просто необходима в таких случаях.

Спустя 10-15 лет уже выросшие из детей юноши и девушки стали вспоминать забытый кошмар прошлых лет и образовали интернет-сообщество в одной из социальных сетей. Сообщество за год достигло более 20 000 человек, и их объединяло то, что они все когда-то боялись логотипа телекомпании «ВИД». Спустя ещё некоторое время сообщество превратилась в своего рода ностальгический фан-клуб маски «ВИД»: появляются изображения переделанного под определённых персонажей «ВИДа», печатаются плакаты, кружки, футболки с его изображением, пишутся рассказы, рисуются комиксы, делаются анимированные мультфильмы.

Таков феномен одного из логотипов российской телекомпании, продолжающей свою деятельность и по нынешнее время. Заставка ВИДЗа рубежом таких уникальных случаев не наблюдается: там логотипы телекомпаний и киностудий представляют из себя не более, чем объёмный текст, появляющийся под различные звуковые и графические эффекты. Самый пугающий из них, который только можно себе вообразить – эффект увеличения логотипа, сопровождающийся тревожной музыкой. Видимо, их создатели понимают, что именно они покажут миллионам телезрителей. Творцам и деятелям искусства стоит уделять своим произведениям особое внимание – те, кто будут пожинать их плоды, возможно откроют в них нечто такое, о чём сами создатели даже и не могли бы помыслить.

И помните, что ответственность за то, что смотрит Ваш ребенок по телевизору, конечно, лежит на Вас. И совсем не обязательно что-то запрещать (хотя кое-что действительно стоит запретить), самое главное наблюдать за реакцией ребенка, говорить с ним, стараться услышать и вовремя распознать страхи и волнения ребенка.

Справедливости ради, нужно отметить, что конечно, телеканалы должны нести ответственность за то, что они демонстрируют, однако это совсем другая и тема. А выбор, смотреть или нет, всегда остается за Вами. Вы можете сами включить и выключить телевизор или переключить на другой канал, выбрать интересные передачи и фильмы для Вашего ребенка. Ведь так много интересных познавательных программ, и большое количество поучительных фильмов. Помогите своему ребенку сделать правильный выбор. Страхи Вашего ребенка, в Ваших руках.

Автор статьи: Белогурова Елена

 
Ваша оценка:
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Не шалят ли у Вас нервы?
site-tver
site-tver

Кто главный в Вашей семье?
Супруг
Супруга
Равноправие
Родители (мужа, жены)
Затрудняюсь ответить

Всего голосов: 380

оставить отзыв

Яндекс.Метрика