image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психология каждый день

 

Психологическая помощь в буквах: мои статьи, наблюдения, обзоры методик психологического консультирования.


Психологические тесты

12 августа 2014

Психологические тесты На моем сайте раздел "Психологические тесты" по посещаемости является лидером. Достаточно взглянуть на статистику тестирования, чтобы убедиться в этом. Безусловно, это говорит о том, что психологические тесты востребованы и интересны для посетителей сайта, ведь с помощью тестов можно получить нужную для человека информацию и применить ее в конкретной ситуации.

Раньше тесты проводили специально обученные психологи или социологи, а также студенты, которые обучались на последних курсах по специальности психолог или социолог. Сейчас также применяется достаточно сложное тестирование, которое проводится только профессиональными людьми. Но сейчас появилась возможность и «простому человеку» воспользоваться тестами, для того чтобы лучше понять себя и ситуацию в которой он находится или находился ранее. Т.е. фактически психологические тесты предоставляют информацию, которая может помочь в принятии правильных решений.

Однако нужно заметить, и это очень важно, что сами результаты тестов не могут решить поставленные задачи. На результаты тестирования можно опираться, но нельзя считать их конечным вариантом решения.

В своей небольшой статье о психологическом тестировании я сделаю маленький экскурс того, как появились тесты и где их используют.

Психологические тесты используются для решения самых разных задач, и области их применения непрерывно расширяются. Вот только несколько областей практического использования результатов тестирования (психодиагностики): сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экспертизы – медицинской, судебной и т. п. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностики: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экспертизы – медицинской, судебной и т. п. Предпосылки и начальный этап развития тестирования можно найти и в глубокой древности. Например, известно, что у древних греков испытание (testing) было неизменным дополнением учебного процесса. Учеников подвергались испытаниям, чтобы оценить, насколько они овладели физическими и умственными навыками. В китайской империи на протяжении 2000 лет существовала система экзаменов при поступления на гражданскую службу.

Разработка психологических тестов велась во многих странах Европы и в США. Первоначально в качестве тестов использовались обычные лабораторные эксперименты, однако смысл их применения был иным. В этих экспериментах изучались не различия в реакциях испытуемого на разные стимулы, а индивидуальные различия в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента.

В 1905 г. появился первый интеллектуальный тест, соответствующий современному пониманию тестов. По заказу министерства образования Франции французский психолог А. Бине разработал тест интеллекта для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. В 1907 г. этот тест был усовершенствован соотечественником А. Бине Т. Симоном и получил название шкалы умственного развития Бине – Симона. Разработанная шкала содержала 30 заданий, расположенных по степени возрастания трудности. Например, для ребенка трех лет требовалось: 1) показать свои глаза, нос, рот; 2) повторить предложение длиной до шести слов; 3) повторить по памяти два числа; 4) назвать нарисованные предметы; 5) назвать свою фамилию. Если ребенок решал все задания, ему предлагались задания более старшей возрастной ступени. Задания считались соответствующими определенной возрастной ступени, если их правильно выполняло большинство (80–90 %) детей данного возраста.

В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было введено понятие коэффициента интеллекта (IQ), определяемого как отношение умственного возраста к хронологическому возрасту, выраженное в процентах.

IQУсовершенствование шкалы А. Бине было продолжено в Стэнфордском университете (США) под руководством американского психолога Л.М. Термена. В 1916 г. был предложен новый, стандартизированный вариант этой шкалы, которую стали называть шкалой Стэнфорд – Бине. Она имела два существенных отличия от предыдущих редакций. Во-первых, в ней использовался коэффициент интеллекта, а во-вторых, вводилось понятие статистической нормы. Но массовое тестирование началось в США во время Первой мировой войны с разработки армейских тестов альфа и бета. Армейский альфа представлял собой вербальный тест, предназначенный для общего отбора и распределения новобранцев. Армейский бета был не языковым тестом и предназначался для не владеющих английским или неграмотных новобранцев, которых невозможно было протестировать с помощью формы альфа. Эти тесты в дальнейшем явились образцом для развития большого числа тестов для гражданского населения.

Обычно назначение психологических тестов состоит в том, чтобы измерять различия между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях. Важной составляющей в применении психологических тестов является обнаружение интеллектуальных дефектов развития. В клинической психологии тесты применяются в обследовании лиц с тяжелыми эмоциональными расстройства ми и другими типами нарушения поведения. В настоящее время тесты используют в школах для распределения детей по способностям с целью использования разных типов школьного обучения, выявления одаренных учеников, консультирование учащихся для определения будущей профессии, чтобы помочь конкурентному человеку сделать выбор наиболее подходящей профессии с учетом его способностей, интересов, целей, ценностей и темперамента. Также психологические тесты применяют в отборе и распределении персонала на промышленных предприятиях, в вооруженных силах, в индивидуальном консультировании и многих других областях, связанных с человеческим ресурсом.

Психологические тесты предназначены показать, что способен делать конкретный человек в данный момент времени. Диагностическая или предсказательная ценность психологического теста зависит от того, насколько он может служить индикатором определенной области поведения человека. Несмотря на внешние различия, все тесты состоят из выборочных проб поведения индивидуума. Используемый в этой связи термин "прогноз" обычно ассоциируется с оцениванием во временной перспективе, например, выполнение теста в настоящее время может предсказать поведение человека в будущем, и не только в ситуации тестирования, а и в других случаях. Степень специфичности поведения в различных ситуациях сама меняется от человека к человеку. Люди различаются по тому, в какой степени они меняют свое поведение в ответ на требование каждой отдельной ситуации. Кроме того также поведение человека зависит от целей, мотивов и отношений к происходящему и его предыдущий опыт в подобных ситуациях. В свою очередь ситуации различаются по ограничениям, которые они накладывают на поведение человека (например, в библиотеке вы будете разговаривать тихо; переходя через дорогу ориентироваться на цвет светофора). И единственный способ лучше понять ситуационные ограничения поведения - изучить характеристики разнообразных сред, в которых оно реализуется. Наглядной иллюстрацией может служить опросник для оценки тестовой тревожности. Лица с высоким уровнем тестовой тревожности склонны воспринимать оцениваемые ситуации как несущие личную угрозу.

Необходимо отметить, что при помощи психологического теста можно определить не только умственные способности человека, но и выявить физические недостатки, например нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения моторики. Таким образом, с помощью тестирования можно получить представление об испытуемом: надежные сведения о его поведении и возможностях, определить характерные черты поведения человека, раскрыть способности, определить уровень развития (как умственного, так и физического) или выявить особенности общей картины личности.

А если использовать кросс-культурные (мультикультурные) тесты, то можно проследить особенности современного социального и политического развития людей, принадлежащих к относительно изолированным культурным группам (каждая культура способствует развитию такого типа поведения, которое более приспособлено к ее ценностям и требованиям). Ведь не только темп ежедневной жизни, но мотивация и ценность быстрого выполнения заданий различаются в разных национальных культурах, в этнических меньшинствах внутри одной нации и между городской и сельской субкультурами. Кросс-культурное тестирование выдвигает на первый план важную роль влияния родительского поведение и домашней обстановки в интеллектуальном развитии растущего ребенка и в формировании психологического развития каждого человека. Характер и сила интересов являются важным аспектом личности. Эти характеристики человека существенно влияют на его учебные и профессиональные достижения, отношения с другими людьми, на удовольствие, получаемое от занятий в свободное время, и на другие важные стороны его повседневной жизни. Также, тесты на психологию личности могут быть важным моментом в формировании правильной самооценки для детей и взрослых, поскольку результаты тестирования строго конкретизированы. Прохождение теста позволяет участнику исследований систематизировать свои знания о себе и окружающих, получить независимую оценку своих суждений и действий, а также использовать результаты для дальнейшей работы над собой. Тесты выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека и позволяют определить различия между людьми.

Принимать решения, основываясь исключительно на результатах тестов, особенно одного или двух, значит неправильно их использовать. Решения должны принимать люди, а тесты - всего лишь один из источников сведений, необходимых для принятия решений.

Автор статьи: Белогурова Елена

 

 
Ваша оценка:
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Кем станет Ваш ребенок в будущем?
site-tver
site-tver

Кто главный в Вашей семье?
Супруг
Супруга
Равноправие
Родители (мужа, жены)
Затрудняюсь ответить

Всего голосов: 380

оставить отзыв

Яндекс.Метрика