Антропософия — антропософская система мышления была разработанна в начале XX в. австрийцем Рудольфом Штайнером. Термин «антропософия» переводится с греческого как «мудрость человека», хотя Штайнер как-то сказал, что его следовало бы понимать как «осознание человеком своей человеческой природы». Антропософия учит, что обычное знание и мышление человека, бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать таким образом, чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров — сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания, которые Штайнер приписывал духовному началу в человеке или духовным мирам. В процессе формирования методологии антропософии появилось огромное количество работ (которые, однако, иногда бывает очень трудно понять). Среди них самому Р. Штайнеру принадлежат 60 книг и почти 6000 опубликованных лекций. Этот труд носит название духовной науки. Антропософские учения и исследования нашли применение в многочисленных начинаниях приверженцев во всем мире, среди которых нельзя не упомянуть вальдорфские школы (или школы Рудольфа Штайнера), кэмпхиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой. Антропософия стала подлинным мировоззрением, пытающимся объяснить на более глубоком уровне функционирование различных аспектов мира и человеческого бытия. Традиционно мыслящему человеку трудно согласиться с подобными принципами, особенно если речь заходит о карме и возрождении, духовной жизни или Атлантиде. Как бы то ни было, результаты практического применения феноменологического или эмпирического подхода к исследованию явлений духовного мира оспорить труднее. Их результаты заставляют внимательнее отнестись к попытке Штайнера найти перспективные решения проблем личной и общественной жизни через развитие людьми внечувственного или духовного познания.