Зона ближайшего развития (ЗБР) — понятие, которое характеризует разницу между тем, на что ученик способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен при помощи учителя. (Орлов А.Б. А.Н. Леонтьев — Л.С. Выготский: очерк развития схизиса. 2003. №2. С. 73);
— ключевое понятие в культурно-исторической теории психического развития ребенка. Теоретическое значение этого понятия заключается в том, что оно дает возможность проникнуть во внутренние каузально-динамические и генетические связи, определяющие процесс психического развития. Анализ текстов Л.С. Выготского позволяет представить наиболее существенные параметры феномена ЗБР:
ЗБР — следствие закона развития высших психических функций. Понятие ЗБР опирается на гипотезу о системном и смысловом строении сознания, на закон гетерохронности, неравномерности психического развития, на учение о социальном происхождении и опосредствованном строении высших психических функций и пр.;
ЗБР выступает как ведущий методологический принцип в диагностике умственного развития ребенка и в изучении индивидуальных различий детей;
ЗБР напрямую связана с процессами обучения и умственного развития ребенка. Появление нового в развитии всегда основывается на пройденных циклах развития, поэтому ЗБР опирается на уже достигнутый, актуальный уровень развития. Обнаруживая себя в подражании и его особой форме — сотрудничестве со взрослым и сверстниками, ЗБР по сути представляет собой процесс приобретения ребенком вспомогательных, культурных средств психической деятельности.
В классической концепции Л.С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т.п. Понятие ЗБР сформулировано Л.С. Выготским в его наиболее общих и существенных чертах. (Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель. 2005. №6. С. 13);
— предложенное Л.С. Выготским понятие, обозначающее упорядоченную совокупность задач последовательно увеличивающейся трудности. При этом каждая последующая задача требует для своего решения все более сложных психических функций, но каждая данная функция по отношению к этому градиенту трудности оказывается все менее зрелой, что, естественно, предполагает увеличение объема помощи, которая в данный момент необходима для решения каждой последующей задачи. Выдвинув концепцию о ЗБР в последние годы своей жизни [Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 246—255], [Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 260—266], [Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Избр. психол. исслед. М., 1956. С. 438—452], Л.С. Выготский, не успел завершить ее разработку, оставив окончательное решение этой задачи своим ученикам и последователям