image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Халл Кларк Леонард (1884 -1952 гг.) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетико-дедуктивной концепции поведения.Родился в семье бедного фермера, в нескольких милях от провинциального городка в штате Нью-Йорк. Впоследствии этот путь мальчику приходилось ежедневно проделывать, чтобы попасть в школу. Полноценного школьного образования он не получил, поскольку был очень слаб здоровьем, часто болел и постоянно из-за этого пропускал занятия. Но способности и трудолюбие позволили ему освоить школьную программу настолько, что в возрасте 17 лет ему было предложено попробовать себя в роли учителя. Малооплачиваемая учительская должность в провинциальной школе часто оказывалась вакантной, и одаренный сельский паренек охотно воспользовался представившейся возможностью заработать лишний доллар. Юный Халл мечтал сделать карьеру и выбиться из нищеты. Он поступил учиться в Мичиганский университет и получил профессию горного инженера. Но, приступив к новой работе, заболел полиомиелитом и навсегда остался хромым. Ему пришлось выбирать менее подвижную профессию. Всю последующую жизнь он сильно хромал и вынужден был постоянно носить металлический корсет. Врожденная близорукость неуклонно прогрессировала. Но Халл не сдался. В вопросе переквалификации он определился без колебаний. Прочитав «Основы психологии» Вильяма Джеймса, он решил стать психологом. Несколько раз он был вынужден прерывать учебу, чтобы преподаванием заработать на жизнь. Благодаря неугасимому стремлению к величию Халл смог преодолеть все обстоятельства.
В 1918 году, в возрасте 34 лет, Кларк Халл получил степень доктора философии в Висконсинском университете, где он изучал горное дело, прежде чем переключиться на психологию. В течение 10 лет он оставался на факультете Висконсинекого университета.
В 1929 г. Кларк Халл стал профессором Иельского университета, где продолжил исследования в области поведения, основанные на законах условных рефлексов Павлова, написал ряд статей. Кларк Халл изучал процессы формирования концепций, проводил многочисленные тесты и измерения и в итоге издал серьезный учебник по прикладным методам проверки способностей. Он работал над внедрением практических методов статистического анализа и изобрел машину для расчета корреляций, которая была выставлена в Смитсоновском центре в Вашингтоне, округ Колумбия. Он посвятил десять лет исследованиям гипноза и внушаемости, опубликовал 32 научные статьи и книгу, которая суммировала его опыт. Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Висконсинском университете, где вел курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии. Xалл был создателем одной из школ необихевиоризма — направления, которое исходит из того, что организация поведения не ограничивается прямой реакцией организма на стимулы, но зависит также от других факторов.

Xалл стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход, изложенный им в работах "Принципы поведения" (1943 г.), "Системы поведения" (1952 г.) получил название гипотетико-дедуктивного метода. Xалл опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Используя понятие И.П. Павлова о подкреплении, Xалл разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция которых, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного. Изменение положения тела, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением. Xалл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом — воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и больше ничем. Xалл первым поставил вопрос о возможности моделирования условнорефлекторной деятельности, высказав предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом проб и ошибок. Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения. Xалл создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использования аппарата математической логики и построения моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.Теория научения Халла сосредоточена на принципе подкрепления. Закон о первичном подкреплении: когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением потребности организма, то возрастает вероятность, что при последующем возникновении такого же стимула будет возникать такая же реакция. Халл полагал, что связь между стимулом и реакцией усиливается при многократных повторениях подкрепления. Он назвал силу связи S-R силой привычки, она является функцией подкрепления и имеет отношение к постоянному формированию условных рефлексов.

В 1948 году у К. Халла случился инсульт. Он скончался в Нью-Хейвене, четыре года спустя, 10 мая 1952 года. В своей последней работе «Система поведения» он выразил сожаление о том, что третьей книге, которую он собирался написать, так и не суждено увидеть свет.

image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Эффективность лидерства
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1166





оставить отзыв

Яндекс.Метрика