Торможение проактивное — затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности — тем больше, чем более схож новый материал с тем, что был уже заучен; интегральный процесс нервный, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам. Термин предложил французский психолог М. Фуко (1928), опиравшийся на введенное И. П. Павловым понятие торможения внутреннего (условного), выделенное наряду с торможением внешним и торможением охранительным (предохраняющим центры нервные от переутомления). Как его синоним иногда используется термин «торможение прогрессивное» (внутреннее).
Влияние торможения проективного на ответ тем сильнее, чем больший объем материала заучен до текущего элемента и чем более сложной и сходной с текущей была предыдущая деятельность.