Торможение ретроактивное — негативное влияние деятельности, шедшей вслед заучиванию, на последующее воспроизведение заученной информации. Обусловлено интегральным процессом нервным, замедляющим научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относимые к предшествующим его элементам — происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания. Термин предложен М. Фуко (1928).
Многочисленные исследования установили, что влияние торможения ретроактивного на ответ тем сильнее, чем большее число элементов было заучено после подлежащего воспроизведению элемента и чем более сложной и сходной с воспроизводимой была последующая деятельность. Сила торможения ретроактивного возрастает:
1) при высокой степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности;
2) при значительной интересности этой деятельности;
3) при ее эмоциональной насыщенности;
4) при повышенных требованиях к энергозатратам при ее выполнении. В качестве механизма торможения ретроактивного выступает торможение запредельное или отрицательная индукция процессов нервных.