|
Психологическая помощь в буквах: мои статьи, наблюдения, обзоры методик психологического консультирования.
Помощь психолога через Skype
15 декабря 2011
В современном мире появляется огромное количество различных устройств и сервисов, при помощи которых можно общаться, не выходя из дома. Сеть интернет теперь есть в почти в каждом городе, в любой квартире и можно свободно общаться с человеком, который находится, например, на другой стороне нашей планеты. И не просто разговаривать, но и видеть своего собеседника. Это безусловно очень удобно, быстро и не дорого. Конечно, такие высокие технологии проникли во все сферы деятельности человека и естественно не могли не затронуть область психологии, где тоже применяются разные средства коммуникаций.
Многие психологи работают с посредством информационного сервиса Skype. Это очень удобно, так как можно работать дома или в офисе и при этом общаться со своими клиентами напрямую и оказывать моментальную психологическую помощь. Плюсов в этом методе психологической помощи много и я не буду их все перечислять. Однако, я в своей работе придерживаюсь традиционных методов психологического консультирования и стараюсь не прибегать к общению через интернет сервисы. Это вовсе не означает, что я осуждаю других своих коллег - психологов, которые применяют новые технологии в своей практике. Это личное дело каждого. Просто у меня свои соображения по поводу работы с помощью Skype.
Для меня очень важно личное общение с клиентом, что называется «Вживую». Во время консультирования возникает атмосфера доверия и близости. Чего нельзя сказать про общение через интернет. Процесс работы психолога и клиента очень «интимный» и конфиденциальный, а в случае работы через интернет нет никакой гарантии, что там, на другом конце сети клиенту никто не мешает и он полностью откровенен и раскован.
Кроме того, нужно отдавать себе отчет, что психологическое консультирование это не только работа психолога, это совместная работа психолога и клиента. И естественно приехать на консультацию к психологу – это тоже определенный труд, это работа над собой. Ведь куда проще быть у себя дома и оттуда рассказывать о своих проблемах? «Я дома, я защищен, мне комфортно и хорошо. Да и отказаться от разговора могу в любой момент, стоит лишь кликнуть мышкой». Верно же?
Далеко не всегда человек готов сделать над собой усилие и придти на консультацию, а ведь именно это и есть первый шаг к пониманию самого себя и изменению свой жизни к лучшему.
Интернет консультирование, безусловно, имеет место быть, однако эффективность от такой консультации будет намного ниже живого общения, ведь гештальттерапия это такой метод психотерапии, в котором очень многие проявления поведения клиента имеют большое значение для психотерапевта. Например, то как человек сидит, его поза, осанка, положение рук, что клиент делает во время консультации (он может плакать, смеяться, закрывать глаза, поправлять волосы или одежду, что-то записывать в свой блокнот и многое другое). В процессе психотерапии, сам клиент может рассказывать что-то веселое, но при этом положение его тела говорит о том, что ему не до смеха. В некоторых случаях бывает так, что человек может очень сильно расстроиться и ему в этот момент нужна поддержка, т.е. психолог может взять клиента за руку или просто похлопать его по плечу. Во время консультации у клиента возникают разные эмоции: гнев, страх, удивление и т.п., и все это можно почувствовать и пережить вместе с клиентом тогда, когда психолог, которому доверяешь и который может помочь, находится рядом.
Также во время психотерапии может наступить такой момент, когда клиент будет не в состоянии выдерживать свои переживания и если это будет через Skype, то клиент может просто намеренно отключиться, сославшись на плохую связь и это абсолютно нормально и естественно. Совсем все иначе, когда встреча происходит в отдельной комнате (кабинете), где психолог и клиент находятся рядом, такое не может произойти. Даже если клиент захочет выйти из комнаты, то у психолога есть возможность остановить его, а главное выяснить и понять, что так тяжело выдерживать клиенту. Т.е. помочь клиенту преодолеть свое беспокойство или посмотреть на проблему с другой стороны, а возможно психолог и вовсе развеет миф о проблеме. В итоге, человек не будет себя чувствовать одиноко и неуверенно, а будет всегда ощущать поддержку и заботу.
Еще раз хочу сказать, что каждый психолог выбирает свой метод работы. И действительно иногда бывает так, что у человека нет возможности выйти из дома (например, инвалид) или могут быть и другие причины, когда помощь ему нужна очень оперативно. В таких случаях работа с помощью сервиса Skype или по телефону это единственный выход. Однако не стоит забывать, что оперативная помощь это не глубокая проработка вопроса, а лишь элемент психологической помощи оказанный вовремя. И конечно, я тоже иногда работаю с помощью Скайпа, т. к. считаю, что психологическая помощь должна быть доступна всем. Особенно если это действительно экстренная психологическая помощь и поддержка, которая необходимо человеку прямо сейчас и нет времени ждать.
Автор статьи: Белогурова Елена
|