image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Главная / Новости
2011201220132014201520162017

январьиюльавгустсентябрьоктябрь

20 октября 2013

Джеймс Уильям20 октября 1896 году родился Теплов Борис Михайлович.

20 октября 1896 году родился Теплов Борис Михайлович (20.10.1896 - 28.09.1965 гг.), советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. Действительный член АПН РСФСР (1945 г.), профессор, доктор педагогических наук (по психологии), научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», созданной в 1952 году в НИИ общей и педагогической психологии (ныне Психологический институт РАО), главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965 гг.).

Научная деятельность Теплова Бориса Михайловича обогатила самые различные отрасли психологии. Но прежде всего и больше всего с его именем связана разработка проблем индивидуально-психологических различий. При этом в центре его научных интересов были вопросы способностей и одаренности.

По Теплову Б. М., изучение индивидуальных различий составляет одну из важнейших задач психологии. Эта точка зрения противостоит представлениям о том, что общественная сущность человеческой психики — нечто общее, одинаковое, а индивидуальные различия — отклонения от нормы, несущественные вариации. Теплов подчеркивал продуктивное, творческое начало в индивидуальном своеобразии, важность для общества разнообразия индивидуальностей. Им была проведена значительная теоретическая работа и выполнены фундаментальные эмпирические исследования по психологии индивидуальных различий в сфере способностей. Труды Теплова Б. М. высоко подняли достоинство дифференциально-психологических исследований, показали их принципиальное значение.

Особо следует обратить внимание на разработку Тепловым Б. М. подхода к психологическому изучению выдающихся творцов, больших талантов. Этому посвящено немало страниц в его работах. Если в заключительной части рассмотренной выше статьи о способностях и одаренности (в ее более полном варианте) и в начале книги о музыкальных способностях даны психологические сведения о некоторых крупнейших музыкантах, то в работе о полководцах в центре внимания — крупнейшие военачальники прошлого.

В исследованиях Теплова Б. М., прежде всего, выясняется, что талант «многосторонен»: характерную для многих выдающихся людей возможность проявлять себя в различных областях деятельности нельзя объяснить случайным «совпадением» различных талантов. Объяснение, по Теплову: одаренность человека не сводится к его способностям, относящимся к определенной области деятельности,— одаренность человека шире его специализации.

У него можно встретить и вывод о том, что «не бывает у человека никаких способностей, не зависящих от общей направленности личности».

Проведенный Тепловым Б. М. анализ психологических материалов о выдающихся людях показывал, что достижения в деятельности зависят не только от способностей, но, в частности, и от волевых особенностей. Работа о музыкантах писалась прежде, чем работа о военачальниках, но уже там очень отчетливо указано: «Многие из выдающихся музыкантов могут быть с полным правом названы людьми великой воли, а без изучения этой стороны невозможно дать психологический анализ их творческой личности», в работе о полководцах одно из первых мест занимает обоснование неразрывной связи, единства ума и воли.

Человек, как это подчеркивалось Тепловым Б. М., активно откликаясь на требования деятельности, реализуя, осуществляя себя в ней, может в какой-то мере преобразовывать саму деятельность. Значение, которое Теплов Б. М. придавал при этом индивидуальности субъекта деятельности, обнаруживается в том, что у людей, способных к высшим достижениям, он стремился каждый раз выявить своеобразие возможностей, качественные особенности одаренности. Показательно в этом отношении его сопоставление индивидуальных особенностей Римского-Корсакова Н. А. (для которого характерно было сочетание слухового и зрительного воображения) и Чайковского П. И. (с его особой расположенностью «эмоционально погружаться» в захватывающее его содержание). Такие личностные свойства творцов обязательно проявляются в том, что и как они создают.

Для Теплова Б. М. различия по способностям — это различия индивидуальностей. При этом он меньше всего был склонен видеть в своеобразии одаренности привилегию лишь исключительных личностей. Особенно существенно для развиваемых им взглядов было признание ценности самых разных индивидуально-своеобразных сочетаний способностей, участвующих в осуществлении тех или иных видов деятельности. Очень показательно, что в его учебнике психологии для средней школы удивительно много примеров, показывающих специфику умственных и вообще психических проявлений в самых разных видах труда, людей разных профессий. На это обратил внимание Климов Е. А.. По Теплову, то своеобразие способностей, которое отличает каждого человека, является залогом ценности человека для общества.

То, что индивидуальные особенности субъекта деятельности сказываются и на самом процессе деятельности, а там, где это возможно, и на ее продукте, обнаруживается не только у выдающихся людей. Теплов Борис Михайлович в своей работе о художественном воспитании привлекает внимание, в частности, к описанию литературного творчества детей, данного Л. Толстым в одной из его педагогических статей. Теплов усмотрел там — в характеристике различий между двумя деревенскими мальчиками — те самые два разных типа творчества, о которых (применительно к великим композиторам) ранее шла речь: один тип, идущий по преимуществу от воображения, другой — от чувства.

Конечно, воображение и эмоциональность — обычные черты детства, они — характерная особенность творческих работников в области искусства и, более того, присущи всем людям. Но первостепенное значение, по Теплову, имеет то, в каких конкретных вариантах выступает общая психологическая закономерность. «Конкретные проявления общего закона психологии, — писал он –– всегда включают в себя «фактор личности», «фактор индивидуальности».

Идеи Теплова Бориса Михайловича об одаренности как своеобразной структуре психических свойств, о соотношении общего и специального в способностях, об индивидуальных различиях как вариантах, которые могут быть равноценными, стали отправными для ряда исследований его учеников и последователей. Психологические представления, почерпнутые из работ Теплова Б. М., многие годы были основным источником освещения проблемы способностей в нашей учебной и научно-популярной литературе.

Теплов Б. М. не раз подчеркивал, что знание индивидуально-психологических различий необходимо для сближения психологии с жизнью, с практикой. В настоящее время сильно возрос интерес к индивидуальным различиям в профессиональных намерениях, в темпе и характере возрастных изменений, в коммуникативных способностях и др.

Подробная биография Теплова Бориса Михайловича

Ваша оценка:
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Знаю ли я, что такое дружба?
site-tver
site-tver

оставить отзыв

Яндекс.Метрика