Активного воздействия техника — совокупность приемов, предложенных Ференци: психоаналитик, не ограничиваясь истолкованиями, формулирует собственные предписания и запреты, относящиеся к некоторым повторяющимся формам поведения пациента, как в рамках психоанализа, так и вне его, если доставляемое этим поведением удовольствие препятствует припоминанию и продвижению вперед в лечении.
Мысль об активном воздействии связана в истории психоанализа с именем Ш. Ференци. Он впервые поднял эту тему применительно к скрытым формам мастурбации, которые встречаются в анализе истерии и подлежат запрету; в самом деле, пациент "склонен связывать с ними свои патогенные фантазмы и замыкать их накоротко моторной разрядкой, вместо того чтобы осознавать их". Ференци подчеркивал, что подобные запреты направлены лишь на то, чтобы облегчить выход из тупиков аналитической работы; при этом он ссылался на опыт Фрейда, который — на определенной стадии анализа — заставлял страдающих фобией пациентов непос¬редственно сталкиваться с порождающей фобию ситуацией.
На Конгрессе в Гааге в 1920 г. Ференци, ободренный благоже¬лательной реакцией со стороны З. Фрейда, сформулировавшего на Будапештском конгрессе 1919 г. правило невмешательства, изложил общие принципы своей активной терапии. Она предполагала наличие двух стадий эротического возбуждения и контроля над ним (в том случае, если оно не сублимировано). Первая стадия предполагает предписание — преобразовать вытесненные влечения в явные удовлетворения и полностью осознать их. Вторая стадия, напротив, предполагает запрет по отношению к тому, что уже осознано; психоаналитик может теперь связать различные формы поведения и аффекты, выявленные на первой стадии, с детскими ситуациями. С теоретической точки зрения обращение к технике активного воздействия можно обосновать следующим образом: в противоположность катартическому методу, при котором возникновение того или иного воспоминания вызывает эмоциональную реакцию, метод активного воздействия, побуждающего к отыгрыванию и проявлению аффекта, облегчает возврат вытесненного. "Некоторые содержания раннего детского опыта [...] нельзя вспомнить: их можно лишь заново пережить".
С точки зрения психоаналитической техники Ференци полагал, что прибегать к активному воздействию можно лишь в особых случаях и на ограниченное время, а именно когда трансфер становится навязчивым, причем, как правило, в конце лечебного курса. При этом он подчеркивал, что не собирается менять основное правило психоанализа: все предлагаемые им "приемы" должны лишь облегчить соблюдение этого правила. Впоследствии Ференци значительно расширил поле активного воздействия. В небольшой работе, написанной им совместно с Отто Ранком ("Цели развития психоанализа", 1924), он дал такое истолкование процесса лечения в либидинальных терминах, при котором, в особенности на последней стадии (или стадии "отлучения от либидо"), обращение к технике активного воздействия при определении конца лечения стало совершенно необходимым. Однако в итоге Ференци отказался от этой точки зрения. Он пришел к мнению, что активное воздействие значительно усиливает сопротивление пациента; формулируя приказы и запреты, аналитик принимает на себя роль родительского Сверх-Я или же роль школьного учителя; что же касается определения конца лечения, то возникавшие при этом неудачи, по его мнению, показали, что прибегать к этой мере можно лишь изредка, всегда лишь с согласия пациента, и при первой же возможности от нее отказаться. В итоге Ференци пришел к отказу от активного воздействия: "...мы должны ограничиться истолкованием скрытых тенденций больного к отыгрыванию и поддержать его слабые усилия по преодолению невротических торможений, от которых он ранее страдал, не навязывая и даже не предлагая ему решительных мер борьбы с ними. Если мы будем достаточно терпеливы, больной рано или поздно сам придет к вопросу о том, должен ли он сделать такое усилие, например, бросить вызов ситуации, порождающей у него фобию [...]. Лишь сам больной сможет решить, что наступил момент активного действия, или, по крайней мере, очевидным образом указать на это".
Нередко техника активного вмешательства противопоставляется чисто "ожидательной", пассивной позиции, которой требует психоаналитический метод. На самом же деле такое противопоставление искусственно: с одной стороны, потому что сам Ференци всегда считал активную технику вспомогательным приемом, а не самостоятельной разновидностью аналитического метода; с другой стороны, потому что и сам этот метод не исключает некоторой активности психоаналитика, поскольку вопросы, определение промежутков между сеансами и пр., да и сама интерпретация активны в той мере, в какой они необходимо меняют ход ассоциаций. Особенность техники активного воздействия — это акцент на повторении, которое у Фрейда противопоставлено процессу воспоминания. Чтобы преодолеть это принуждение к повторению и в итоге сделать возможным воспоминание или хотя бы продвижение аналитической работы вперед, Ференци не только допускал повто¬рение, но и побуждал к нему. И в этом суть техники активного воздействия.