Поэтапного формирования умственных действий теория — деятельностная теория усвоения, разработанная П.Я. Гальпериным. Вместе со своими учениками он изучал структуру действия. Ими впервые был выделен его элемент, названный ориентировочной основой действия (ООД) (см. также: Ориентировочная основа действия); выявлены его содержание и типы. Типы ООД положены П.Я. Гальпериным в основу определения типов учения. Исследование функциональных частей действия привело к выделению исполнительной и ориентировочной частей действия, а в ориентировочной части — собственно ориентировочной и контрольной. Под руководством П.Я. Гальперина специальному изучению была подвергнута также мера сокращенности действия: переход от развернутого (сукцессивного) выполнения действия к выполнению сокращенному (симультанному). В последние годы жизни П.Я. Гальперин согласился дополнить число первичных характеристик действия мерой самостоятельности (мерой разделенности) действия. Предложенный им подход успешно прошел испытание при исследовании перцептивных видов деятельности, а также при формировании различных профессионально-производственных умений.