Методика вынужденного выбора — тестирование с применением этой методики требует сравнительных, в противоположность абсолютным, оценок пунктов. Методика вынужденного выбора обычно применяется в самооценочных инструментах, таких как инвентари интересов или оценочные (рейтинговые) шкалы. Человеку, отвечающему на пункты таких опросников, предъявляются пары, тройки или, максимум, 5—6 типичных черт, действий или других характеристик, связанных с измеряемым качеством и уравненных по своей желательности/нежелательности. Респондент должен проранжировать их, указав наиболее и наименее предпочитаемую (или наиболее и наименее характерную), и разместить все оставшиеся в каждом из пунктов между этими двумя полюсами. В противоположность этому, «абсолютное измерение» часто выполняется с помощью оценочных (рейтинговых) шкал, в которых используется такая форма ответов, как «согласен/не могу сказать/не согласен» или «нравится/безразличен/не нравится», иногда с добавлением градаций интенсивности: «очень нравится/скорее нравится/ни да ни нет/ скорее не нравится/очень не нравится».
Сторонники абсолютного шкалирования критически относятся к методу вынужденного выбора, потому что она не допускает выражения того, в какой степени человеку нравится некоторая деятельность или качество, и насколько важными или характерными он их считает. Сторонники метода вынужденного выбора, однако, заявляют, что она препятствует тенденции респондента давать большинство оценок в средней области шкалы (между двумя полюсами) или делать выбор на основе воспринимаемой социальной желательности. Другим аргументом в пользу методики вынужденного выбора является то, что она отражает реальную жизненную ситуацию: невозможно одновременно делать три равно привлекательных вещи, и нередко нам приходится выбирать среди трех равно непривлекательных занятий.