image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Обряды перехода. — Концепт и сам термин «оряд пперехода» связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа. Ван Геннеп занимался общими особенностями переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в систему обязательных ритуалов перехода от одного статуса к другому. Каждый статус закрепляет человека в определенной группе и системе межличностных отношений; обряд изменения дает возможность индивидууму быть принятым обществом в новом статусе, а обществу — принять его в этом статусе. Ван Геннеп развил свою теорию на основе анализа целого ряда переходов к новому статусу в различных обществах. Сравнения позволили выявить существование трех общих стадий в таких переходах: отделение (separation), промежуточное состояние и включение, — хотя в различных ситуациях какой-либо из стадий может придаваться особое значение.

Понятие перехода соотносится с аналогичными событиями в окружающей природе — обряд перехода можно обнаружить в праздновании окончания старого и наступления нового года. Первая и третья стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со старым и вступления в новый статус. Критическая стадия — вторая, на которой участвующий в обряде человек не обладает никаким статусом, а находится в промежуточном состоянии, не являясь членом какой-либо отдельной части общества; таким образом, на этой стадии человек подвергается опасностям и сам представляет опасность для общества. Поэтому наиболее важная часть этого обряда связана с ограждением этих людей от остальных и с обеспечением прохождения этой стадии с наименьшим риском.

В стороне от этой общей социоцентристской теории стоит психоаналитический подход. Психоаналитики концентрируют свое внимание на обрядах инициации — точнее, обрядах физиологической зрелости, — и рассматривают остальные как производные или вторичные. Считается, что современное общество менее всего зависит от ритуалов, и именно по этой причине теории ритуала вынуждены опираться на данные из отдаленных мест и времен. Однако некоторые рудиментарные обряды продолжают существовать, и мы по-прежнему можем обнаружить законченные ритуалы, правда уже утратившие свое былое значение и универсальность. Другой подход к обряду перехода в современном обществе заключается в объяснении их заменителей и возрождения ритуалов. При наличии социальной или индивидуальной необходимости в осуществлении переходов нам следует искать свидетельства эффектов их отсутствия или их повторного возникновения в обществах, где было отвергнуто сакральное. Ритуалы так называемых контркультур, в частности, являются наглядной иллюстрацией острой потребности в новых ритуалах. Ценность этого понятия лежит в привлечении внимания к точке пересечения индивидуального, условий жизненного пути и сохранения общественного порядка, и в настойчивом подчеркивании ненадежного, чреватого угрозами и опасностями состояния человека, подвергающегося этим переходам.

image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Любите ли Вы свою работу?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1166





оставить отзыв

Яндекс.Метрика