Альтернативные педагогические системы. — В 1960-е и 1970-е гг. альтернативные педагогические системы и гуманистические формы обучения/учения привлекли к себе особое внимание. Это была реакция против ограничений традиционного образования, которое сконцентрировано на интеллектуальных аспектах учения и на овладении базовыми знаниями и умениями. Альтернативные подходы обычно делали акцент на эмоциональной стороне процесса обучения/учения и уделяли внимание, например, чувствам, ценностям, интересам, убеждениям и жизненному опыту учащихся. Но главная цель альтернативных подходов — интеграция познавательной и эмоциональной сферы, несмотря на то что многие из них, часто относимых к разряду «гуманистического образования», были сфокусированы на процессе учения. Образование рассматривается здесь не как неусыпное «культивирование интеллекта», а как содействие конкретному ученику в становлении полноценной и целостной личности. Хотя базовые знания и фактологический материал вовсе не игнорируются при гуманистическом подходе, основной акцент все же делается на заботе об ученике как личности. Существует предположение, что когда ученик активно вовлечен в процесс открытия, то учение носит совершенно естественный характер.
В «Свободе учиться» Карл Роджерс утверждал, что функция обучения обычно слишком переоценивается. Обучение, рассматриваемое как передача знаний, не принимает во внимание динамическую и изменчивую природу современного общества. По мысли К. Роджерса, целью образования следует скорее считать облегчение изменения и научения. Одна из моделей альтернативных педагогических систем описана А. С. Нейлом в его книге «Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию ребенка». Нейл очень ярко описывает детей, которые приходят в его школу после репрессивных, авторитарных условий жизни. Нейла и Роджерса объединяет их глубокая вера в способность индивидуума развиваться и учиться, если ему дадут свободу делать это. Нейл считает, что если ребенку даровать истинную свободу, то он станет человеком, способным управлять собой. Таким образом, его педагогическая система основывается на убеждении, что дети хотят узнать о жизни. Хотя подход Нейла к обучению был назван некоторыми критиками экстремистским, его методы все же привели к определенным результатам. В его школе (где ученики проживали постоянно) отсутствовали обязательные предметы и было очень мало правил (большинство из которых установили сами дети), а ученики могли свободно следовать своим интересам. Другие авторы также выступали за альтернативные формы обучения, хотя их взгляды были не такими крайними, как у Нейла.
В книге Джорджа Леонарда «Обучение с восторгом» есть утверждение, что от обучения можно получать огромную радость. Леонард исходит из предпосылки, что если бы детям было позволено реализовывать свойственное им стремление совершать новые открытия, то и учеба и жизнь стали бы большим удовольствием, а не рутинной обязанностью, каковой они часто являются. Он отмечал, что уже сейчас у людей существуют все базовые возможности для превращения учебы в удовольствие, но определенные укоренившиеся представления о том, чем должно быть обучение, не позволяют ему стать процессом, обогащающим личность.
Джон Холт в своей книге «Как учатся дети» явно стоит на той же позиции. Детей не нужно заставлять учиться, они учатся сами, поскольку познание — это и фундаментальная человеческая потребность, и удовольствие. Любопытство, страсть к исследованию, стремление все потрогать руками, разобраться, что как работает, — в этом составная часть развития здорового ребенка. Соревнование, угрозы и внешняя мотивация вовсе не обязательны для того, чтобы увлечь недисциплинированного учащегося. По мысли Холта, классная комната может стать тем местом, где дети осознают связь учебы с действительностью. Холт считает, что подходы к обучению должны обеспечивать возможности для детей реализовывать свои естественные интересы и что обучение должно включать гораздо больше, чем заучивание фактического материала и овладение основными навыками.