Нарратив [лат. narrare — языковый акт, т. е. вербальное изложение — в отличие от представления] — рассказывание историй, пересказ, несобственно-прямое говорение; в психотерапии — рассказы пациентов о личной истории. Термин "Н." заимствован из историографии, а именно из концепции "нарративной истории" А. Тойнби, согласно которой смысл исторического события не столько существует "объективно", сколько возникает в контексте рассказа о событии и имманентно связан с личностной интерпретацией. Большое влияние на исследование Н. оказали работы М.М. Бахтина о "чужом слове", о речевых жанрах и др. В Н. в виде "авторассказа" лингвистически закреплена "социально сконструированная" личность (Б. Слугоский, Дж. Гинзбург); кроме того, Н. всегда может быть рассказан по-иному; отсюда вытекает постановка ряда исследовательских психологических задач: выявление взаимоотношения между Н. и действительностью; обнаружение моделей, принимаемых для "руководства действиями"; анализ "модуса самоосмысления и самопонимания" (Дж. Брунер); определение этапа формирования психосоциальной идентичности (Э. Эриксон) и др.
Для концепции Н. в постмодернизме значима идея "привнесенности" смысла, принципиальной открытости, бесконечности наррации (множественность перепересказов) и произвольность читательской центрации и семантизации. Можно отметить сходство с заявленной еще в 1920-е гг. концепцией библиопсихологии: "Каждый считает содержанием данной книги то самое, что в нее сам вкладывает, ей приписывает, т. е. свою собственную проекцию этой книги" (Н.А. Рубакин). Понятия Н. и дискурса в ряде концепций синонимизируются, в других же подчеркивается, что исследования в области нарративистики позволяют описать феномен "Человека Рассказывающего" и выявить некоторые константы культуры. В настоящее время Н. постулируется как новая парадигма гуманитарной науки в целом: "это имя некоторого ансамбля лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством" (Й. Брокмейкер, Р. Харре).