Опосредствование — включение в человеческое поведение и деятельность некоторого дополнительного средства (стимула-средства). Опосредствованный характер отличает структуру высших (культурных) психических функций, по сравнению с функциями натуральными. Основными средствами медиации (О.) человеческой деятельности, вне которых невозможно понять развитие человека, являются знак, слово, символ, миф и история. Различают (в психологии) внешнее и внутреннее О., которые являются, с одной стороны, формами О., а с другой стороны, генетическими этапами становления высших психических функций. Внешнее О. происходит с помощью внешних средств (жестов, знаков, рисунков и пр.). Внутреннее О. является результатом процесса интериоризации. По внешне наблюдаемому характеру протекания внутренне опосредствованная операция неотличима от непосредственно протекающего процесса. Для выявления ее опосредствованного характера необходимо применение специальных экспериментальных приемов. Становление в ходе психического развития ребенка сначала внешне, а затем и внутренне опосредствованных действий позволяет ему овладеть собственным поведением, произвольно направлять ход психических процессов. В социальной психологии межличностные отношения в группах различного уровня развития являются опосредствованными или лишенными О. целями, содержанием и ценностями совместной деятельности, что определяет уровень развития группы. Теория деятельностного О. межличностных отношений разработана А.В. Петровским в начале 1970-х гг.