Теория памяти — образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга не исчезают бесследно. Они сохраняются в виде представлений памяти - образы тех предметов и явлений, которые воспроизводились ранее. Данные представления более бледные, по сравнению с образами восприятия, менее устойчивы, но составляют важный элемент закрепленного прошлого опыта. Психологическая теория памяти - форма психического отражения, заключается в закреплении, сохранении и последующем вопросизведении прошлого опыта. Как познавательный процесс, память обеспечивает единство и целостность личности человека. Память создает, сохраняет, обагащает знания, умения, навыки. Без нее невозможно успешное обучение и плодотворная деятельность. Изучение теории памяти в психологии было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. В XIX веке Эббингауз изучал законы чистой памяти. Изучение механизмов памяти имеет также давнюю историю. Так, в рамках ассоциативной психологии, как механизм памяти рассматривали ассоциации (Юм, Джеймс). Ассоция рассматривалась как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Ассоциации могут быть: по смежности, по сходству, по контрасту, по казуальности. Благодаря этим основным теориям памяти были открыты и описаны многие закономерности и функции. В ХХ веке в рамках
гештальтпсихологии в основу памяти были заложены целостные организованные структуры -
гештальты. В рамках бихевиоризма подчеркивалась роль подкреплений в запоминании в процессе научения. Представители психоанализа считали, что процесс забывания связан с мотивационной сферой человека. На своременном этапе существует ряд теорий, рассматривающих вопрос о механизмах, процессах памяти: теория нейронных моделей, биохимическая теория, химическая теория. Некоторые аспекты в изучении теории памяти рассматривались в работах Рибо, Зэйгарник,
Аткинсона.