Самосовершенствование — начинается в возрасте подростковом, когда настает пора формирования «идеального Я» (=> Сверх-Я) — осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков — «движение сознания по вертикали» в пространстве собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя.
Самосознанию, особенно нравственному, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие идет в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конфликты зачастую вызываются противоречиями между усвоенными с детства правилами, с одной стороны, и нормами поведения и ценностями группы референтной, с другой стороны; эти внешние, социальные мотивы начинают доминировать в возрасте подростковом и, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни, а то и дольше. В этих условиях имеется опасность не только остановки духовного роста, но и всевозможных искажений в развитии личности в целом. За борьбой между «социальным» и «духовным» уровнями личности, как правило, стоит противоречивость и разноуровневость социальных «норм». Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества.