Животное: деятельность психическая — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во внешнем мире. Изучается в зоопсихологии (=> этология). Главные особенности деятельности психической животных в отличие от человеческой:
1) вся активность животных определяется биологическими мотивами — животное не может делать ничего бессмысленного;
2) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций — они практически не способны планировать действия и руководствоваться «идеальной» целью;
3) основа поведения животных во всех сферах жизни — наследственные видовые программы, научение преимущественно ограничивается обретением индивидуального опыта, за счет коего видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида;
4) у животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме — в форме предметов материальной культуры. Все проявления деятельности психической животных экологически и ситуационно обусловлены и подчиняются общебиологическим закономерностям. В процессе адекватно отражаются не только компоненты среды, но и само поведение, конкретные двигательные воздействия эффекторных органов на компоненты среды совокупно с произведенными в них изменениями. В ходе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и развились два направления деятельности животных психической — локомоционное и манипуляционное. У высших животных (на уровнях перцептивной психики) ориентационная компонента деятельности психической реализуется на базе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях — на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимой компонентой среды.
Животное: игра (игра животных, игра у животных) — активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим — особенно хищникам и обезьянам, — направленная на условное моделирование некоей биологической формы взаимодействия с внешним миром. Комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно у молодых животных), не имеющих утилитарного значения: действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение, не приводящее к биологически значимым результатам. Как правило, игра возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, и направлена на предметы, кои в ходе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение эталонов сенсорных, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения. По мнению большинства исследователей, игры животных служат подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответственного индивидуального опыта путем упражнений в сферах сенсорной и моторной:
1) отработка особенно сложных двигательных актов;
2) налаживание сенсорно-нейромоторных систем;
3) формирование видоспецифических компонент поведения;
4) совершенствование общей лабильности поведения;
5) развитие ориентировочно-исследовательских форм поведения;
6) обретение навыков общения;
7) широкое ознакомление с внешним миром — в частности с помощью разнообразного и многостороннего манипулирования предметами (функция когнитивная игры). Игры встречаются только у высших позвоночных — млекопитающих и птиц, что указывает на их исключительное значение для развития онтогенетического психики на высших уровнях ее эволюции. К. Э. Фабри расценивает игры животных как развивающую деятельность, составляющую основное содержание поведения в особом, «игровом» периоде онтогенеза психики, предшествующем зрелости. В таком случае игры животных представляются не особой категорией поведения, а совокупностью специфических проявлений «обычных» форм поведения и стадией развития поведения как единого целого.