Жетонные системы. — Общепризнанным теоретическим источником современных Жетонных систем являются работы Б. Ф. Скиннера. Их применение в отношении пациентов с тяжелыми формами расстройств в психиатрических больницах связывают с работами Эйлона и Эзрина, а также Эттоу и Краснера, а наиболее строгие документальные свидетельства ценности этой процедуры представлены Р. Дж. Полом и Дж. Л. Ленцем. С. В. Биджоу со своими студентами использовал жетонные системы в воспитательной работе с детьми, а В. К. Беккер с сотрудниками — в учебнм процессе. Еще одной областью применения жетонных систем является работа с делинквентами. Любая жетонная система предполагает определение целевого набора желательных реакций и эксплицитной и конкретной формы вознаграждения за такие действия. Отбираемые реакции характеризуют представление о том, что руководитель группы (например: учитель, родитель, работодатель, терапевт) рассматривает в качестве «нормы». Эти реакции уточняются и, если оказываются достаточно сложными, разделяются на более простые составляющие элементы. Жетонная система может начать функционировать с простых действий по самообслуживанию в питании и быту в психиатрической больнице или реализации простых учебных задач в школьном классе. Инструктор начинает с той реакции, которую конкретный субъект редко демонстрирует, но при этом оказывается способен к ее успешному выполнению. В этом, по сути, состоит понятие формирования. Вознаграждение за действия может увеличиваться. С возрастом и продвижением в социализации формы вознаграждения становятся более абстрактными и отсроченными во времени. Жетонная система служит для подготовки к выполнению одобряемой социальной роли, и все решения в процессе формирования поведения принимаются инструктором с учетом этой перспективной конечной цели.
Как правило, жетонная система предполагает заключение между субъектом и инструктором контракта, в котором оговариваются условия ее функционирования. Вначале могут использоваться первичные подкрепляющие стимулы, но впоследствии по мере возможности начинают привлекаться приобретенные подкрепляющие стимулы, такие как жетоны или баллы, осуществляющие функцию моста во времени между действием и получением эксплицитной ценности, такой как пища, уединение, телевизионные передачи, игрушки или разнообразные привилегии. По мере достижения прогресса в формировании, время между получением жетонов и их обменом на соотв. эксплицитные подкрепляющие стимулы увеличивается. По мере прогресса в формировании будет также увеличиваться сложность и трудность самих действий, за которые даются вознаграждения. Действия, которые первоначально приводили к наградам, становятся необходимыми элементами или условиями для более широких социальных действий. С целью приобретения и поддержания новых форм поведения могут использоваться все известные поведенческие методики — формирование методом последовательного приближения, наведение и отвлечение, сцепление, моделирование, переменные режимы подкрепления, отбор подкрепляющих стимулов, угашение и перерыв в подкреплении. При работе с жетонной системой инструктор не злоупотребляет запретами, а стремится выявлять прежде всего те формы поведения и действия, которые несовместимы с целевыми, для их ослабления. В крайних случаях, например во избежание поведения, чреватого травматическими последствиями и т. д., может налагаться штраф, определяться стоимость издержек такой реакции или, в виде исключения, использоваться аверсивная стимуляция. По возможности, с целью выхода из такого рода ситуаций следует обращаться к обучению субъекта несовместимой с нежелательной, альтернативной форме поведения, оцениваемой как более социально полезная. Поскольку целью является самостоятельная, социально успешная реакция на ситуации, субъект вполне может получать жетоны, исходя из своего собственного графика и устанавливаемого им самим темпа продвижения. Конечной целью является реакция, способная к переносу за пределы ситуации лечения, осуществляемая на основе внутренней заинтересованности и в условиях естественного социального подкрепления. Жетонная система является не только чрезвычайно полезным набором практических процедур, но также играет важную роль в теоретических формулировках «нормального» и «отклоняющегося от нормы» поведения.