Коммуникация — 1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это — .связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:
1) адресант — субъект коммуникации;
2) адресат — кому направлено сообщение;
3) сообщение — передаваемое содержание;
4) код — средства передачи сообщения;
5) канал связи;
6) результат — то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:
1) средства оптико — кинетические — жесты, мимика, пантомимика;
2) средства паралингвистические — качество голоса, его диапазон, тональность;
3) средства экстралингвистические — паузы, плач, смех, темп речи;
4) средства пространственно — временные — взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект взаимодействия социального. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит — наряду с физическим — коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них — генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются:
1) сообщения побудительные — убеждение, внушение, приказ, просьба;
2) сообщения информативные — передача реальных или вымышленных сведений;
3) сообщения экспрессивные — возбуждение эмоционального переживания;
4) сообщения фатические — установление и поддержание контакта. Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, различаются:
1) по типу отношений между участниками — коммуникация межличностная, публичная, массовая;
2) по средствам — коммуникация речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно — знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и пр.). Разновидностью коммуникации вещественно — знаковой является коммуникация художественная, связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние ее может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения; равнодушие, раздражение или агрессию — вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов — в несовпадении «душевной организации» художника и реципиента, в различии их ценностных ориентации, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и пр.