Опросники личностные — разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных О. л. обычно считают разработанный Ф. Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой
О. л. могут быть подразделены на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.
Основные проблемы использования О. л. связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемыми.
Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить при проведении некоторых обследований (напр., в случае психологической экспертизы), типична не для всех диагностических ситуаций. Накоплено немало данных, свидетельствующих о стремлении обследуемых быть искренними. Сложнее обстоит дело с установками, реализующимися в процессе ответов па вопросы О. л. Одна из наиболее известных установок — стремление обследуемых к выбору "социально одобряемого" ответа, т. е. того, который предписывается общественными или групповыми нормами. Влияние этой установки особенно велико в тех О. л., содержание вопросов которых тесно связано с "хорошими" или "плохими" особенностями личности. Стимулом к социально одобряемым ответам является и установление обследуемым зависимости (реально существующей или воображаемой) собственного благополучия от результатов обследования. Избегнуть влияния этой установки можно с помощью маскирующей формулировки вопросов, введения "буферных" вопросов, создания особых шкал и другими способами. Следует учитывать, что установки, действующие при ответах на вопросы, могут быть рассмотрены также в качестве своеобразных личностных индикаторов.
Помимо факторов, имеющих установочную природу, на достоверность ответов в О. л. существенно влияет интеллектуальная оценка вопросов обследуемым (особенности понимания вопросов). Было показано, что неясность, трудность вопросов приводят к изменчивости ответов при повторном обследовании, а это свидетельствует о малой надежности методики (Л. Голдберг, 1963). В то же время оказывается, что вопросы, ответы на которые остаются неизменными при повторном обследовании, нередко обладают низкими дискриминативными возможностями.
Анализируя проблемы, возникающие в связи с разработкой и применением О. л., необходимо подчеркнуть, что переменная, которую стремятся измерить, воплотив ее в вопросе, является одной из причин, приводящих к тому или иному ответу, а ее связь с ответом будет выражаться статистически, а не детерминистически. Ответ обследуемого зависит от многих переменных, выступающих в различных связях и вариантах у разных лиц.
Исследователь должен отчетливо представлять себе, что ответы на О. л. формируются вне связи с теориями, отделяющими, напр., особенности личности от особенностей индивида. И те и другие будут в той или иной мере представлены в ответах. Поэтому следует признать некорректными попытки объяснения ответов на вопросы О. л. лишь свойствами нервной системы, темперамента или, напротив, характера. Диагностические показатели, получаемые с помощью О. л., имеют вероятностно-ориентирующее значение, их истинная природа должна быть выявлена путем сопоставления с соответствующими объективными данными (С.Л. Рубинштейн, 1959).