Абстрактный интеллект — почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов, отвлекаясь от различий между ними. Большинство людей согласятся, что яблоко и банан сходны между собой, потому что оба они относятся к фруктам. Этот процесс построения классификационных схем называют абстрактным (отвлеченным) рассуждением, или абстрактным интеллектом. Способность к отвлеченному рассуждению измеряется и оценивается различными способами. При использовании Шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине тестируемому зачитывают короткий отрывок и затем просят его восстановить логическую последовательность главных мыслей. Считается, что ключевым элементом, от которого зависит выполнение такого задания, является способность испытуемого ухватывать суть какого-либо отвлеченного отрывка. Другие методы включают субтест «Сходства» из Шкалы интеллекта взрослых Векслера, где требуется сравнить пары элементов (задаваемых вербально) и определить, чем они «похожи», и тест сортировки объектов из батареи тестов Голдстейна—Ширера, по которому уровень абстракции оценивается с помощью способа классификации, например по распределению объектов на основе цвета или формы (конкретность) либо на основе их функции (абстрактность).