image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Защитные механизмы — это психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению этих негативных состояний, теоретики уделяли значительное внимание идентификации защитным механизмам; результатом стало широкое множество предполагаемых механизмов защиты. 

Авторы большинства теорий о защитных механизмах — исследователи, ориентированные на психоанализ, начиная с Зигмунда Фрейда. В последнее время, однако, теоретиками разных направлений были предложены альтернативные объяснения соответствующих паттернов поведения. Хотя существование и влияние различных защитных механизмов широко признаются, во многом это основывается лишь на изучении отдельных случаев или казуистике, а не на результатах научных исследований с должным контролем переменных. Относительно защит в целом следует учитывать три момента. Во-первых, защитные механизмы используются, чтобы редуцировать отрицательные эмоциональные состояния или избежать их. Во-вторых, большинство защитных механизмов предполагает искажение реальности. В-третьих, люди обычно не сознают использование большинства защитных механизмов. Если бы они сознавали искажения реальности, то эти искажения не смогли бы эффективно редуцировать отрицательные эмоциональные состояния.

Вытеснение. Вытеснение — это избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Вытеснение служит защитой, поскольку, если человек не знает о конфликтном и эмоционально нагруженном материале, конфликт и напряжение перестают для него существовать. Следует отметить три важные вещи, касающиеся механизма вытеснения. Во-первых, вытеснение есть мотивированное избирательное забывание. Это — потеря, имеющая целью избирательное удаление из сознания воспоминаний или связанных с ними ассоциаций, вызывающих у индивидуума чувство конфликта или напряжения. Во-вторых, вытесненный материал не теряется, а хранится в бессознательном. Если по какой-либо причине окажется затронутой связанная с этим материалом отрицательная эмоция, то вытесненный ранее материал может вернуться в сознание, причем его не нужно заучивать заново. В-третьих, З. Фрейд постулировал два типа вытеснения. Первый тип — первичное вытеснение, обеспечивающее «отказ в доступе в сознание» угрожающего материала. При этом типе вытеснения чел. как будто и вовсе не воспринимал этот материал. З. Фрейд называл второй тип вытеснения собственно вытеснением, или вторичным выталкиванием. Будучи уже в сознании, материал вытесняется, и человек перестает что-либо знать о нем. Вытеснение, несомненно, — одно из наиболее важных понятий в теории личности и психопатологии.

В самом деле, существование вытеснения служит предпосылкой для формирования сферы бессознательного, поскольку, если оставить в стороне понятие коллективного бессознательного по К. Юнгу, материал, предположительно, поступает в бессознательное благодаря вытеснению. Первичное вытеснение изучалось в лабораторных условиях. Испытуемым предлагалось вслух прочесть провоцирующие напряжение или нейтральные слова, проецируемые на экран в течение очень коротких промежутков времени. Было обнаружено, что вызывающие напряжение слова, по сравнению с нейтральными, требуют более длительной экспозиции, для того чтобы их можно было прочесть. На основании этого заключили, что участвующие в эксперименте люди не позволяли провоцирующим напряжение стимулам регистрироваться в сознании. Последующие исследования показали, однако, что различия во времени чтения/ распознавания между вызывающими напряжение и нейтральными словами вызваны, главным образом, тем обстоятельством, что слова, провоцирующие напряжение, были менее знакомы испытуемым, что снижало вероятность их распознавания за короткий промежуток времени. Кроме того, провоцирующие напряжение слова вызывали у испытуемых замешательство; им требовалось время, чтобы убедиться, что они правильно прочли слово, прежде чем произнести его. Подобные эмпирически обоснованные альтернативные объяснения ослабляют убедительность первоначальных экспериментальных исследований первичного вытеснения.

В исследованиях собственно вытеснения использовали в основном модификации следующего подхода: участников эксперимента сначала проверяли на способность вспомнить серию нейтральных стимулов, затем у одной половины испытуемых вырабатывалась ассоциация экспериментально вызванного напряженного состояния с этими стимулами, тогда как состояние напряжения у др. половины испытуемых с ними не связывалось. Вслед за этим опять проверялась их способность вспомнить данную серию стимулов. Затем напряжение снималось, и еще раз тестировалась способность испытуемых воспроизвести по памяти серию стимулов. Результаты этих исследований обычно показывали, что ассоциация стимулов с напряжением затрудняла их воспроизведение по памяти — эффект, приписываемый действию вытеснения. Было также обнаружено, что при устранении напряжения вспоминание стимулов улучшалось, — и это интерпретировалось как результат возвращения вытесненного материала. Недавно, однако, были высказаны предположения, что ухудшение вспоминания может быть обусловлено интерференцией, вызванной эмоциональным возбуждением, а не вытеснением. В этой связи было обнаружено, что ассоциирование самых положительных эмоций со стимулами может тж ухудшать воспроизведение последних по памяти — эффект, который невозможно приписать действию вытеснения. По-видимому, происходит избирательное вспоминание, однако этот процесс не вполне соответствует тому, что определяется термином «вытеснение».

Подавление. При подавлении человек избегает вызывающих эмоциональное напряжение мыслей, стараясь не думать о них. Поскольку трудно вообще не думать, подавление обычно предполагает размышление о др., не связанных с напряжением, вещах, замещающее связанные с напряжением мысли. Некоторые авторы называют это избегающим мышлением или отвлечением внимания. Подавление отличается от вытеснения тем, что при нем вызывающая напряжение мысль в принципе доступна, но игнорируется и блокируется др. мыслью, тогда как при вытеснении она полностью недоступна. Важно заметить, что, в отличие от других защитных механизмов, в некоторых случаях человек сознательно прибегает к подавлению. При неоднократном использовании этой защиты реакция избегания может стать привычной и использоваться вне рамок сознания. Есть много подтверждений тому, что люди действительно используют подавление и что оно оказывается эффективным в снижении уровня напряжения.

Отрицание. При отрицании человек не реагирует на провоцирующие угрозу аспекты ситуации, меняя свое толкование ситуации таким образом, чтобы воспринимать ее менее угрожающей. Отрицание отличается от вытеснения тем, что человек избирательно воспринимает и по-другому интерпретирует переживаемое, а не стирает его следы в сознании. Поскольку отрицание включает избирательность внимания, этот процесс предполагает какое-то использование подавления. В силу того, что реинтерпретация играет главную и уникальную роль в отрицании, некоторые исследователи используют для обозначения этой защитной стратегии термины «переопределение» и «переоценка». Лабораторные исследования дают в целом непротиворечивые данные в пользу того, что люди спонтанно используют эту защиту и что она эффективна в снижении как субъективного, так и физиологического возбуждения перед лицом угрозы.

Проекция. Проекция представляет собой приписывание личностных характеристик или мотивов другим людям в зависимости от собственных личностных характеристик и мотиваций человека. Было выделено три типа проекции. При атрибутивной проекции человек сознает наличие у себя определенной черты и только затем приписывает ее другому человеку. Например, человек, сознающий свою боязнь, может проецировать страх на другого. (Следует отметить, что использующий этот тип проекции сознает свое чувство, однако не сознает использования проекции.) Имеются достаточные экспериментальные подтверждения существования атрибутивной проекции. Относительно ее защитной функции предполагается, что, если человека гнетет осознаваемое обладание нежелательной чертой личности, проекция этой черты на любимых или уважаемых людей дает ему возможность переоценить эту черту и тем самым сделать обладание ею менее гнетущим. Хотя есть определенные доказательства того, что некоторые люди имеют склонность проецировать свои личностные особенности скорее на любимых или уважаемых людей, чем на кого-то другого, пока нет достаточного подтверждения того, что проекция снижает субъективное или физиологического напряжение. При комплементарной проекции человек сознает какую-то свою особенность или свое чувство и видит причину этого в другом человеке. Например, некто, испытывающий страх, может считать других людей опасными или враждебными. Существование комплементарной проекции экспериментально подтверждено. Считается, что защитная функция комплементарной проекции состоит в том, что она помогает человеку видеть мир более созвучным своим чувствам и действиям и оправдывать их. Пока нет, однако, достаточного подтверждения тому, что комплементарная проекция эффективно снижает субъективное или физиологическое напряжение. Наконец, при проекции сходства или классической проекции человек, не сознающий у себя определенной черты, проецирует ее на другого. З. Фрейд рассматривал этот тип защиты как помощь вытеснению. Человек не только вытесняет знание о нежелательной черте, но и перемещает ее за пределы самого себя — на других. Хотя этот вариант реакции считается наиболее типичным для тех случаев, когда речь идет о проекции, эмпирическое подтверждение его существования полностью отсутствует.

Смещение. Выделяются два типа смещения. Первый, известный как смещение объекта, происходит в тех случаях, когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывается им к другому лицу или объекту. Например, человек, который разозлился на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к жене; или человек, потерявший любимую жену, может щедро одаривать любовью своих детей. Считается, что обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры или первичного объекта, и потому возникает необходимость выразить это чувство по отношению к вторичной фигуре или вторичному объекту. В приведенных выше примерах агрессия не может быть выражена по отношению к начальнику, поскольку это было бы опасно, а любовь невозможно было выразить жене, потому что ее больше нет в живых. Существование смещения объекта экспериментально подтверждено, хотя в большинстве случаев исследовательские данные свидетельствуют о смещении одной только агрессии. Защитная функция смещения объекта может иметь два компонента. Во-первых, не выражая агрессию в отношении опасной первичной мишени, человек избегает угрозы возмездия. Во-вторых, принято считать, что выражение чувства или побуждения имеет следствием приятный катартический эффект. Таким образом, в случае смещения объекта агрессии опасность избегается, а побуждение ослабляется. Имеются некоторые экспериментальные доказательства катартического эффекта. Конкретнее, смещение объекта, видимо, снижает последующую агрессию, но не ослабляет физиологическое возбуждение. При втором типе, смещении влечения, человек перемещает энергию, связанную с одним чувством, на другое чувство и тем самым выражает чувство, отличное от вызванного у него первоначально. В отличие от смещения объекта, при котором чувство остается прежним, а меняется мишень, при смещении влечения прежней остается мишень, меняется же чувство. Наиболее типичным примером является смещение сексуального и агрессивного драйва. Энергия, связанная с сексуальным возбуждением, перемещается, выражаемая в качестве агрессии, в то время как энергия, ассоциированная с агрессивными импульсами, начинает проявляться в сексуальной активности. Изменение чувств позволяет человеку ослабить базовое влечение, выражая его приемлемым образом. Результаты экспериментальных исследований смещения влечения неоднородны, малодоказательны и доступны альтернативной интерпретации, поскольку недостаточно подтверждают существование этого явления. Есть целый ряд объяснений изменения эмоциональных мишеней и эмоций, помимо перемещения. Например, то, что выглядит как смещение объекта, может быть следствием генерализации стимула. Реакция, связанная с определенным стимулом (лицом), может быть вызвана другим, сходным с ним стимулом (лицом). Предполагается также, что физиологическое возбуждение первоначально психологически неспецифично и становится таковым лишь благодаря маркировке сигналами окружающей среды; таким образом, при смене сигналов произойдет перенос возбуждения. Эти интерпретации исключают наличие защитной основы в понятии смещения.

Регрессия. Понятие регрессии предполагает, что при столкновении с конфликтом, напряжением и особенно с фрустрацией, человек может вернуться к более ранней стадии жизни, в которой он чувствовал себя в безопасности, и таким образом избежать актуального конфликта или стресса. З. Фрейд выделял два типа регрессии. При регрессии объекта фрустрированный индивидуум, оказавшийся перед невозможностью получения удовлетворения от объекта (или лица), может вернуться назад, чтобы получать удовлетворение от объекта (или лица), от которых он получал его ранее. Например, покинутый любовник может искать внимания своих прежних партнерш или даже своей матери. При регрессии влечения индивидуум, фрустрированный при попытке получить удовлетворение от реализации одного влечения, может получить удовлетворение посредством деятельности, нацеленной на реализацию другого влечения (побуждения). Хотя регрессия часто приводится в качестве объяснения «незрелого» или «примитивного» поведения, наблюдаемого у больных неврозами и психозами, в литературе нет убедительных данных, подтверждающих эффективность регрессии.

Идентификация. Используя идентификацию, человек принимает личностные характеристики (особенности поведения, аттитюды и т. д.) др. лица. Защитная идентификация может служить двум целям. С одной стороны, если удовлетворение какой-либо потребности представляется человеку слишком опасным, он может отождествлять себя с кем-либо, кому это удается, и таким образом получать заместительное удовлетворение. С другой стороны, идентификация с опасным или угрожающим индивидуумом создает видимость собственной силы, снижая чувство ранимости. Последний тип защитной идентификации обычно обозначается как идентификация с агрессором. Наконец, следует отметить, что имитация, которую можно рассматривать как поверхностную версию идентификации, дает возможность использовать какого-либо успешного человека как модель для подражания и таким образом избежать множества проблем, снижая стресс.

Компенсация. Когда человек считает себя в каком-то отношении хуже других, он может пытаться преодолеть чувство неполноценности и связанную с ним тревогу, прилагая дополнительные усилия, чтобы достичь успеха в той области, где он чувствует свою неполноценность. Такое поведение называют компенсацией. Его защитная роль подчеркивалась в работах Альфреда Адлера, который полагал, что много в нашем стиле жизни определяется попытками преодолеть реальные или воображаемые слабости. А. Адлер утверждал, что сам стал врачом, надеясь таким образом преодолеть проблемы своей физической/медицинской неполноценности. Очевидно, что во многих случаях компенсация представляет собой эффективную и адекватную реакцию. Экспериментальное изучение компенсации ограничено, но подтверждает наличие этого явления.

Реактивное образование. З. Фрейд утверждал, что, если существует возможность возвращения в сознание вытесненного угрожающего материала, человек может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию вытесненного материала образом. Например, если человеку угрожают вытесненные гомосексуальные побуждения, то для усиления их вытеснения он может включиться в чрезмерную гетеросексуальную деятельность. Аналогичным образом, щедрость может интерпретироваться как защита от скупости, а чистоплотность — как защита от неряшливости. Такое контрмотивированное поведение обозначается как реактивное образование. Хотя есть сообщения об аналогичных исследованиях на животных, экспериментальные работы, посвященные проверке существования и эффективности этого механизма у людей, единичны, а их результаты малоубедительны и неоднозначны. Поскольку паттерны поведения, приписываемые действию данного механизма, социально желательны, их использование может рассматриваться как попытка получить скорее вознаграждение / одобрение, чем как защита от угрозы, связанной с неосознаваемым материалом.

Другие защитные механизмы. Кроме описанных, выделяют и другие защитные механизмы. Большинство из них существенно перекрывается уже названными выше или не получило достаточного внимания в литературе. Рационализация может быть определена как использование «хорошего», но не реального обоснования определенного поведения. При помощи такой стратегии человек может дать рациональное объяснение поведения и таким образом скрыть от себя или другую менее приемлемую мотивацию. Сублимация происходит, когда человек переводит энергию, связанную с неприемлемым импульсом или побуждением, в социально приемлемую деятельность. Во многих отношениях сублимация идентична смещению влечения. При изоляции человек отделяет эмоцию от присущего ей содержания и безразлично обращается с темами, которые в противном случае были бы угрожающими или ошеломляющими. Одним из приемов достижения изоляции является фокусирование внимания на абстрактных, технических или логических аспектах угрожающей ситуации, а не на ее эмоциональных компонентах; этот прием называется интеллектуализацией. Отмена происходит в тех случаях, когда человек ведет себя неподобающим образом, что вызывает у него тревогу, а затем ведет себя противоположным образом, так чтобы аннулировать или сбалансировать предшествовавшее поведение, устраняя вызванную им тревогу. 

image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Умею ли я нравиться?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1165





оставить отзыв

Яндекс.Метрика