image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Моделирование поведения похожих людей. Одно из наиболее плодотворных приложений видеотехники в области изменения поведения связано с демонстрацией клиенту или обучающемуся наглядных примеров поведения сходного с ним человека в сходной ситуации. Спектр учебных и терапевтических целей, достигаемых с использованием видео, чрезвычайно широк. Применение видео в профессиональном обучении может варьировать от иллюстрации примеров посредничества при разводе до оказания помощи неопытным преподавателям. Другой продуктивной областью является родительский тренинг и обучение ребенка навыкам самоконтроля. В качестве моделей для иллюстрации социальных умений и повседневных жизненных ситуаций чаще всего используются другие дети и молодые родители. Еще одной обширной областью приложения видео является моторное выполнение (например в спорте). Чрезвычайно перспективной, но пока недостаточно развитой областью является разработка моделирующего видео для специальных популяций (например лиц с задержками умственного развития).

Самомоделирование. Эффективное поведение может также иллюстрироваться, в учебных целях, видеозаписями поведения самих клиентов или обучающихся путем его проектирования и монтажа различными способами. Самомоделирование определяется как процедура, в ходе которой люди могут наблюдать на видеозаписях собственное адаптивное поведение. (Для самомоделирования также используются аудиозаписи, фотографии, напечатанные истории и индивидуальные мысленные образы.) Область применения самомоделирования охватывает широкое разнообразие приложений: деструктивное поведение, избирательный мутизм, депрессия, тревога, спорт, социальные умения, личная безопасность, самоконтроль, ситуации физического напряжения, обучение работников сферы обслуживания и др. Наиболее эффективная форма самомоделирования использует упреждение, или прямую связь (feedforward), — термин, введенный для обозначения видеоизображений еще не достигнутых целевых умений, которые монтируются из элементов уже доступного репертуара умений. Например, мальчик не умеет самостоятельно есть, но он может держать ложку, опускать ее в тарелку, поднимать ее ко рту и т. д.; эти элементы по отдельности могут быть записаны на видео и при помощи монтажа объединены в еще не существующий, сложный акт поведения, демонстрирующий умение в новой, но не превышающей возможностей данного уровня развития сфере. Более простой, но несколько менее эффективной стратегией является позитивный самопросмотр, в ходе которого представляется подборка записей наилучших образцов уже доступных, но не часто демонстрируемых целевых умений. Например, теннисист получает обзорную видеозапись его лучшей подачи, игры с лета и т. д. из многочисленных попыток, совершенных им за весь прошедший день. В обеих описанных формах самомоделирующие записи, как правило, демонстрируются около 3 минут и просматриваются каждые 1 или 2 дня до шести раз для достижения максимального эффекта; иногда, когда требуется подкрепляющий стимул, они просматриваются повторно через каждые 2 или 3 месяца.

Самоконфронтация и обратная связь. Просмотр видеозаписи своего поведения в личностно значимых ситуациях — эффективное средство улучшения навыков самооценки. Поэтому видеообратная связь используется в широком спектре ситуаций: при спортивных соревнованиях, формировании профессиональных навыков, межличностной коммуникации и т. д. Она оказывается наиболее эффективной в случае, когда поведение, требующее коррекции или улучшения, четко определено и может быть достигнуто самостоятельно или при наличии соответствующего обучения либо поддержки (например тренировки и консультирования). Другой полезной стороной просмотра не подобранных искусственным образом и не смонтированных видеозаписей своего поведения является оказываемое ими мотивационное и эмоциональное воздействие. Последствия наблюдения собственных неудачных действий при отсутствии возможности что-либо изменить или повлиять на ситуацию могут варьировать от отчаяния и тревоги до твердой решимости достичь поставленной цели.

Просмотр эпизодов событий. Использование видео в целях стимулирования дискуссий, воспоминаний, эмоций или оценочных суждений является распространеным, но недостаточно изученным направлением. Для нужд интервьюирования и консультирования была разработана процедура «воспроизведения межличностного процесса» (просмотр видеозаписей с целью повторного рассмотрения мыслительных процессов и чувств, связанных со специфическими действиями). В литературе закрепился термин «триггеры», обозначающий краткие видеозаписи, которые провоцируют возникновение дискуссий, использующихся как основа для приобретения опыта групповой работы. Обычно это короткие, не имеющие завершения эпизоды, предназначенные для стимулирования групповой дискуссии на спорные темы (например, жестокое обращение с детьми или аттитюды к различным культурам). Эпизоды на удивление редко использовались в терапии. Однако существуют обнадеживающие данные об их применении в тренинге социальных навыков, раскрывающей терапии и секс терапии. Относительно редкой, но от того не менее интересной возможностью использования видео является его терапевтическое и развивающее воздействие на людей (например, подростков с эмоциональными нарушениями и уголовных преступников), участвующих в написании сценариев и производстве своих собственных видеофильмов.

Видео как экспериментальный стимул. В огромном количестве научных исследований упоминается об использовании видеозаписей эпизодов, но методологические принципы до сих пор практически не определены. Содержание видеозаписей может представлять независимую переменную (например, подавленное состояние в одном эпизоде, но не в другом), или видео может противопоставляться другому средству (например, наблюдение себя по кабельному каналу или в зеркале). В экспериментальном исследовании принято использовать какой-нибудь один эпизод, но создавать при этом различные условия путем его словесного обозначения (например, «у нее отсутствует внимание» против «у нее дурное настроение») или использовать испытуемых различных категорий (например, эксперты против новичков). Видео может использоваться и в качестве зависимой переменной, как в случае, когда испытуемые настраивают искаженное изображение, руководствуясь некоторым критерием (например, оценка размеров тела в исследовании проблем лишнего веса). Возможности использования Видео в поведении едва ли достигли своего пика. С совершенствованием технологии и увеличением удобства пользования (в сочетании с компьютером или без него) эти возможности будут возрастать.

image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Насколько Вы злопамятны?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1166





оставить отзыв

Яндекс.Метрика