Теория культурно-историческая — концепция психического развития человека, разработанная в 20 — 30-ые гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. При ее формировании был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы, прежде всего Ж. Пиаже, а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении и пр. Теория ориентировалась на марксистскую философию.
Согласно этой теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической — совместной со взрослым и опосредованной знаками — деятельности. В итоге прежняя структура функций психических как «натуральных» изменяется — опосредуется интериоризованными знаками, психические функции «окультуриваются». Внешне это проявляется в том, что они становятся осознанными и произвольными. Так интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в ходе экстериоризации, когда на основе функции психической строится «внешняя» социальная деятельность. Как универсальное орудие, изменяющее психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического (-> символ) характера процессов когнитивных у человека.
Для проверки основных положений теории была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью коей моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм вращивания знаков в структуру функций психических — внимания, памяти, мышления.