Тест проективный — совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые подобная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его методике ассоциаций свободных (-> метод ассоциативный).
Тесты проективные не ориентированы на оценку и в этом смысле не могут считаться стандартизованными. Ответы испытуемых не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели — как высокие или низкие. Тесты направлены на иное: они выявляют качественные особенности личности, не оцениваемые по каким-либо критериям. Ряд авторов полагает, что называть их тестами неправомерно — следовало бы назвать их, например, процедурами диагностическими (=> методика проективная).
Соответственно, действия обследуемых не толкуются как правильные либо неправильные, но представляют диагностическую ценность как таковые — как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.
В основе этих тестов лежит принцип проекции. Тесты проективные предполагают создание достаточно неопределенной ситуации, оставляющей испытуемому достаточную свободу действий; даваемая инструкция, как правило, определяет лишь общее направление или начальный этап поведения. В качестве неопределенной ситуации могут выступать:
1) сюжетные картинки — кои надо проинтерпретировать (тест апперцептивный тематический);
2) незаконченные предложения (тест фрустрации Розенцвейга);
3) чернильные пятна (тест пятен Роршаха). Материал теста может толковаться или использоваться разными способами; главное — не объективное его содержание, а субъективный смысл — то отношение, кое он вызывает у обследуемого.
Здесь под проекцией понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий (так, субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности). Тесты проективные требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по их применению.
Ответы на задания тестов проективных допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей испытуемого.
Особенность работы с тестами проективными-то, что интерпретация результатов во многом зависит от квалификации и опыта диагноста; хотя обычно существуют указания на основные принципы интерпретации и диагностическое значение тех или иных проявлений клиента, сами по себе они недостаточны для полноценной работы с тестом в силу многообразия реальных ситуаций. Естественно, трудно избежать субъективности интерпретации, и это — одна из проблем проективного тестирования. Считается, что достаточная квалификация для работы обретается продолжительной практикой, иногда многолетней, под руководством опытного специалиста.
Существует несколько классификаций тестов проективных. Согласно одной из них, выделяются:
1) тесты конститутивные;
2) тесты конструктивные;
3) тесты интерпретативные;
4) тесты катартические;
5) тесты экспрессивные;
6) тесты импрессивные;
7) тесты аддитивные.
8) тесты ассоциативные.
Многие психологи рассматривают тесты проективные как особенно ценные тесты личностные (-> личность: исследование: метод), ибо они «портретируют» всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, реакции невротические и пр. Большое их достоинство — то, что они облегчают выявление таких содержаний мира внутреннего, кои субъект часто бессилен выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.