Переходный период — по А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, Л.И. Божович — период в развитии ребенка, когда форма деятельности, бывшая ведущей в предшествующем стабильном периоде, изживает себя, внутри нее возникают предпосылки новой формы деятельности и ее мотивы. Соответственно затухают старые виды деятельности и прежние отношения ребенка со взрослыми, меняется его внутренняя жизнь, что и ведет к наблюдаемым проявлениям в поведении, таким как трудновоспитуемость, капризность, конфликтность, непослушание, грубость. Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 1920—1930-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства. Л.С. Выготский выделил несколько таких переходных периодов: период новорожденности, 1 года, 3, 7, 11, 13 и 16—17 лет. Он считал их «кризисами развития», когда «на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка».