Интеграция групповая — 1. Состояние группы, характерное: а) упорядоченностью внутригрупповых структур; б) согласованностью основных компонент системы групповой активности; в) устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними; г) стабильностью и преемственностью их функционирования; д) другими признаками, свидетельствующими о психологическом единстве и целостности социальной общности. 2. Иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. Проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы. Отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой общности. В процессе развития группы интеграция групповая выступает как момент покоя, равновесия этой системы, который фиксирует и закрепляет результаты ее изменения, а также приспосабливает их к предшествовавшему состоянию системы. В этом проявляется центральная — системосохраняющая функция интеграции групповой, обусловливающая достаточно устойчивое воспроизводство группы. Отличительная особенность интегративных, процессов — в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании группы и лишь в преодолении внезапных помех и нейтрализации дисфункций обнаруживают признаки существования. Согласно экспериментам, к их числу относятся:
1) появление чувства МЫ, связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтность, — например, в условиях межгруппового соревнования;
2) кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;
3) заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в ответ на внешние дестабилизирующие воздействия;
4) специальные усилия членов группы, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по некоей причине, и пр. Вместе с подобными спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в ситуациях, угрожающих единству общности, важные постоянно действующие факторы интеграции групповой — это процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование группы. Конкретные исследования интеграции групповой обычно затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности. При этом наряду с методами опроса и наблюдения изучение феноменов интеграции групповой проводится с использованием аппаратурно-технических методов. Эмоциональные взаимоотношения межличностные членов группы — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая понимается как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами. Структура взаимодействия между членами группы в ходе деятельности совместной — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая интерпретируется преимущественно как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной деятельности совместной, как согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важный показатель оптимальности внутригруппового согласия — организованность группы как способность коллективного субъекта деятельности совместной к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, определенные. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий участников деятельности совместной по реализации ее ведущей цели. Критерием оценки организованности может быть характер деятельности группы в неординарных (стрессогенных) условиях, в частности:
1) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять предстоящую работу среди своих членов;
2) степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных функций;
3) способность группы к эффективному контролю и коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений;
4) умение группы в относительно сжатые сроки суммировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия, и пр. Близкий показатель согласованности взаимодействия межличностного — сработанность, характерная высокой продуктивностью совместного труда при небольших эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие и достаточной субъективной удовлетворенности его процессом и результатом. Характер ценностных ориентации, установок и нормативных представлений членов группы — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая рассматривается как степень совпадения (согласованности, сходства) представлений, ориентации, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, лицам, событиям, целям и ценностям), особенно значимым для групповой жизнедеятельности. Процедура исследования обычно содержит оценку предлагаемых объектов посредством фиксированного числа признаков, кои баллируются, ранжируются или выбираются по заранее заданной схеме. Хотя источники и детерминанты единства взглядов и позиций членов группы в различных схемах концептуальных трактуются по-разному, мысль о том, что внутригрупповое согласие — важный показатель интеграции групповой, широко распространена в психологии социальной. Значительный вклад в разработку этого направления исследований интеграции групповой внес американский психолог Т. Ньюком, предложивший сходство картины мира, единство позиций членов группы назвать термином согласие. В отечественной психологии социальной изучение интегративных характеристик когнитивной структуры группы связано с исследованием ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства коллектива. Современные тенденции анализа интеграции групповой обусловлены попытками решить две проблемы:
1) построить целостную системную концепцию интеграции групповой, позволяющую непротиворечиво объединить многочисленные разрозненные операционные признаки и показатели интеграции, а также конкретизовать ее функциональную роль в динамике развития группы и понять взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации группы;
2) выявить личностные детерминанты и последствия интеграции групповой, в том числе -: значение социоперцептивных факторов в становлении социально-психологической общности группы.