image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Кросс-культурная психологическая оценка — психологическая оценка опирается на систематическое соотнесение со специфическими поведенческими или физическими переменными. Поведенческие переменные можно подразделить на умения и ожидания. Так, умение взбираться на кокосовые пальмы за пищей или водить автомобиль могло бы оказаться необходимым в одной культуре и нерелевантным в другой. Физические данные в целом обладают большей кросс-культурной достоверностью. Значимость их, например веса, который способен поднять индивидуум, основана на результатах конкретного анализа умений и ожиданий, присущих той или иной культуре.

Согласно Дэвиду Векслеру, «интеллект, при его операциональном определении, есть не что иное, как совокупная или общая способность индивидуума целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением». В принятии решения о кросс-культурной пригодности интеллектуальных тестов необходим анализ релевантности их пунктов или заданий. Предположим, человеку предлагается ответить на следующий вопрос: «Почему необходима свобода прессы в обществе?» В одной культуре этот вопрос мог бы породить разнообразные мысли в отношении ценности получения информации, которая не подвергается цензуре. В другой культуре понятие свободы прессы может оказаться лишенным смысла. Вербальные вопросы характеризуются ограниченной кросс-культурной пригодностью. И все же оценка словарного запаса и беглости речи может предоставлять ценную информацию о речевой продуктивности и, следовательно, об интеллекте.

В тестировании интеллекта задания на время выполнения, такие как складывание абстрактного рисунка из кубиков, принято считать свободными от культурных ограничений. Однако при оценке интеллекта детей австралийских аборигенов обнаружилось, что в ситуации выполнения заданий на время такие дети нередко проявляли гораздо больший интерес к тому, чтобы «попробовать на зуб» секундомер экспериментатора, чем к конструированию из кубиков абстрактных рисунков. Недостаток знакомства с типом задания и объектами, необходимыми для его выполнения, может оказаться камнем преткновения при кросс-культурной оценке интеллекта.

Для внутрикультурной оценки интеллекта должны разрабатываться задания, ориентированные на решение проблем, относящихся к данной культуре. Степень оправданности применения таких заданий в конкретных культурах ограничивает их кросс-культурную пригодность. Данные о регулярно отмечающихся различиях этнических групп по показателям тестов академических достижений послужили причиной к введению корректировок в процедуру принятия решений, таких как использование критических показателей. Так, в основу выбора критического показателя для конкретного человека могла бы быть положена его принадлежность к определенной расово-этнической группе. Сторонники использования критических показателей утверждают, что это дает возможность принимать более справедливые в культурном и этническом отношении решения. Противники подчеркивают, что установка различных критических показателей отвечает скорее политическим, нежели образовательным интересам, и что в результате подобного рода маневров образовательные инструменты будут терять свою прогностическую валидность. Оценка эмоционального состояния и функционирования в кросс-культурном контексте была разработана в рамках Междунарародной классификации болезней (МКБ-9). Тем самым были достигнуты некоторые успехи в операциональном определении и описании патологических эмоциональных состояний у представителей различных культур. Врачи часто наблюдают присутствие характерных паттернов симптомов у представителей разных культурных групп. Понимание значения намерения индийской вдовы броситься в погребальный костер ее умершего мужа требует от диагноста понимания не только религиозного, но и социального и экономического контекста такого поведения. Такое суицидальное намерение может рассматриваться в одном обществе как абсолютно иррациональное; однако в глазах другого общества это может быть вполне оправданным поступком. Психологическая оценка социального функционирования может осуществляться путем интервьюирования оцениваемых лиц и других людей, связанных с ними социальными отношениями, проведения объективных и проективных личностных тестов, а также путем наблюдения за поведением таких лиц в естественных или искусственно создаваемых ситуациях.

Для оценки социального и эмоционального функционирования часто пользуются переводами объективных личностных тестов на языки соответствующих культур. Трудности, сопряженные с переводом на другой язык, в равной степени распространяются и на объективные психологические тесты. Другие трудности связаны с их форматом принудительного выбора. Еще одной проблемой является адекватность используемых норм. Надлежащая оценка кросс-культурной валидности объективных личностных тестов требует обращения, по крайней мере к пяти важным измерениям: а) семантическому, б) техническому, в) содержанию, г) критерию; д) концептуальной эквивалентности.

Даже хорошо обоснованное и проверенное в различных культурах утверждение о том, что человек склонен не доверять другим, должно истолковываться в контексте того культурного и микрокультурного окружения, в котором функционирует человек. По-видимому, некоторые проективные тесты подают надежду на их кросс-культурную применимость. Однако корреляция результатов проективной оценки с измерениями открытого социального поведения была давно признана недостаточной. Непосредственное наблюдение за поведением в естественных и искусственных ситуациях обнаруживает свое превосходство в отношении учета кросс-культурной специфичности и чувствительности. Однако оно требует от оценивающего больших временных затрат и вызывает трудности в правильном понимании смысла действий наблюдаемого лица. Согласно гипотезе конвергенции, общества неизбежно начинают приобретать сходство, поскольку они имеют тенденцию к индустриализации. 

image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Любите ли Вы свою работу?
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1166





оставить отзыв

Яндекс.Метрика