Контроль — 1) использующийся в семейном воспитании тип дисциплинарной регуляции поведения ребенка, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка. Особенно остро стоит вопрос о контроле по отношению к детям подросткового возраста. Непрестанные нравоучения, наставления, проработки и стремление жестко регламентировать жизнь подростка воспринимаются им как проявления неуважения, недоверия, ущемление прав на свободу и самостоятельность. Живой, активный с обостренным чувством взрослости подросток непременно начнет борьбу против гнета взрослых, что обычно выливается в шумные семейные скандалы, вспышки обоюдного раздражения и агрессии, приводит, случается, к побегам из дома. Дети робкие, с повышенной ранимостью, привязанностью к родным реагируют на родительские ограничения иначе: обычно слезами, самообвинениями и угрызениями совести, утрированным послушанием вплоть до полного отказа от собственных устремлений и самостоятельности (Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. 1986. №2. С. 110);
2) форма произвольного внимания, состоящая в соотнесении предметного действия с конкретными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами