Антропоморфное мышление — при антропоморфном мышлении действия животных и физических объектов интерпретируются как результат процессов, аналогичных тем, которые приводят человека к определенным осознаваемым действиям, связанным со знаниями, мотивацией, планированием и выбором. В XIX и начале XX в. мн. представители западной культуры полагали, что в мышлении не имеющих письменности народов доминирует антропоморфизм. Казалось, что религиозные верования и обычаи этих народов подтверждают подобную точку зрения. Однако ее распространение на «примитивное мышление» вообще стало слишком большим преувеличением. Умение не имеющих письменности народов добывать себе пропитание, строить убежища и средства передвижения при помощи самых примитивных технологий позволяет предположить большую реалистичность их мышления. Это утверждение было подтверждено результатами многих полевых исследований, в частности объяснениями верований и обычаев, полученных от самих представителей изучавшихся народностей.
Во все времена и во всех культурах антропоморфное мышление, по всей видимости, возникало в тех случаях, когда реалистичное знание и технические приемы оказывались недостаточными для решения проблем. Антропомотфное мышление так же характерно для некоторых аспектов религии. В новейшее время преимущества научного знания и его распространение на новые сферы жизни человека оставляли все меньше возможностей для антропоморфного мышления. Именно этот факт лежит в основе возникновения трений между наукой и религией. Особое значение для исследовательных процессов, лежащих в основе антропоморфного мышления, а так же его распространенности имели три направления психологического исследования: а) анализ мышления детей, проведенный Пиаже; б) психоаналитическая интерпретация некоторых искажений мышления в виде проекций; в) анализ суждений в ситуации неопределенности, проводимый в социально-психологической и когнитивной науке. Проникновение научных методов познания в психологию дало некоторым психологам повод требовать полного запрета использования антропоморфного мышления при анализе поведения животных и, более того, поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий объективизм бихевиористского движения постепенно сошел на нет. В настоящее время психологическая наука допускает определенную долю антропоморфизма при научной интерпретации поведения как людей, так и животных.