image
Психология не дает однозначных ответов,
а лишь помогает лучше понять себя
image +7 (964) 707-60-02
image обратная связь image
image Психологический словарь

Словарь психологических терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я (слов в словаре - 3072)

Павлов Иван ПетровичПавлов Иван Петрович [14 (26).9. 1849, Рязань, — 27.2.1936, Ленинград], советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей советской физиологической школы; преобразователь методов исследования функций организма на основе разработанных им методов хирургической физиологии, позволивших вести хронический эксперимент на целом практически здоровом животном, то есть в условиях, максимально приближающихся к естественным; академик АН СССР (1907; член-корреспондент 1901). Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступил в рязанскую духовную семинарию. В эти годы он познакомился с идеями русских революционеров-демократов (А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова), с книгами Д. И. Писарева и И. М. Сеченова и прежде всего с его трудом «Рефлексы головного мозга» (1863). В 1870 поступил на юридический факультет, но вскоре перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова), по окончании которого (1875) поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия — ВМА), одновременно (1876—78) работал в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина. В 1883 Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». В 1884—86 был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1890 избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины. С 1925 до конца жизни Павлов руководил институтом физиологии АН СССР. В 1904 Павлов удостоен Нобелевской премии за многолетние исследования механизмов пищеварения (именно в эту серию работ входят известные всему миру «павловские фистулы», полностью преобразовавшие данную область физиологии); эти труды Павлов поставили физиологию пищеварения на строго научную основу. Научное творчество Павлова оказало революционизирующее влияние на представления того времени о кровообращении и особенно о пищеварении, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для последовательно материалистического подхода к изучению высших функций мозга животных и человека. Вслед за изучением хода нервов, ускоряющих работу сердца, Павлов исследовал регуляцию пищеварительной деятельности поджелудочной железы, предположив наличие в ней двойной иннервации. В 1876—78 установил, что между сосудами кожи и внутренних органов существуют антагонистические прессорно-депрессорные отношения, обеспечивающие поддержание в организме кровяного давления на постоянном уровне. В лаборатории при клинике Боткина Павлов сделал крупное открытие, положенное им в основу докторской диссертации: деятельность сердца регулируется четырьмя центробежными нервами — замедляющим и ускоряющим, ослабляющим и усиливающим. Затем Павлов перешёл к исследованию нервной регуляции пищеварения (продолжая тем самым свои ранние работы по секреторным нервам поджелудочной железы) и иннервации желёз желудка (опыты с мнимым кормлением, перерезкой пищевода и блуждающих нервов — эзофаго- и ваготомией). Выдающиеся успехи Павлова в этой области опираются как на разработку им основ хирургического (асептического) эксперимента, так и на творческое восприятие развиваемой Сеченовым и Боткиным идеи нервизма, утверждающей регуляторную роль нервной системы в осуществлении функций организма как в норме, так и при патологических состояниях. Опыты с созданием изолированного желудочка (называемого ныне павловским) позволили Павлову обнаружить две фазы желудочного сокоотделения: нервнорефлекторную (запальный, или аппетитный, сок) и гуморально-химическую. Павлов изучал также с помощью хронических фистул жёлчного пузыря физиологию печени, а на изолированной кишечной петле, полностью сохранявшей нормальную иннервацию, — механизм работы кишечника. Итогом этих исследований явились «Лекции о работе главных пищеварительных желёз» (1897). Переход Павлов к изучению высшей нервной деятельности (ВНД) закономерен и обусловлен как общей направленностью исследований, так и его представлением о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз. Условный рефлекс, по Павлову, — это наивысшая и наиболее молодая в эволюционном отношении форма приспособления организма к среде. Если безусловный рефлекс — сравнительно стабильная врождённая реакция организма, присущая всем представителям данного вида, то условный рефлекс — новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта. Основная заслуга Павлов в том, что, приступая к изучению ВНД, то есть психических реакций, он остался в роли последовательного и сознательного «чистого» физиолога, то есть материалиста, для которого душа и тело не составляют две раздельные сущности. Свою позицию Павлов блестяще изложил в речи «Экспериментальная: психология и психопатология на животных» (1903), а позднее развил в статье «Естествознание и мозг» (1910). Нервные механизмы временных связей (психологи их называют ассоциациями), образующихся между любыми внешними воздействиями (или внутренними раздражениями, изменениями, состояниями) и безусловнорефлекторными реакциями организма; закономерности развития и угасания условнорефлекторной деятельности; открытие в коре больших полушарий торможения — антипода возбуждения; исследование разных типов (внешнее, внутреннее) и видов торможения; открытие закона иррадиации (распространения) и концентрации (то есть сужения сферы действия) возбуждения и торможения — основных нервных процессов; изучение проблемы сна в связи с представлением Павлова о наличии в коре больших полушарий головного мозга мозаики возбуждённых и заторможенных пунктов; установление фазовых состояний мозга, или «фаз сна», проливающих свет на явления сновидений и гипноза; болезненные нарушения сна, охранительная роль торможения, столкновение (ошибка) процессов возбуждения и торможения как средство формирования и изучения экспериментальных неврозов — таков неполный перечень наиболее крупных исследованных Павлова с сотрудниками проблем и сделанных в этих направлениях открытий. Учение Павлова о типах нервной системы, которое зиждется на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения (сильный, безудержный, возбудимый; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, уравновешенный, подвижный; слабый, что соответствует 4 греческим темпераментам: холерическому, флегматическому, сангвиническому и меланхолическому), развивает и ставит на прочную основу физиологию эксперимента эмпирического наблюдения врачей (начиная с Гиппократа) о темпераментах. Экспериментальное обоснование и теоретическое осмысление получило и учение Павлова об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий. Наконец, в учении о сигнальных системах Павлова показал специфическую особенность человека, заключающуюся в наличии у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными, также и второй сигнальной системы — речи и письма, то есть совокупности слышимых, произносимых и записанных словесных сигналов. Доминирование первой или второй сигнальной системы позволяет понять, по Павлову, наличие у человека двух крайних типов ВНД — художественного или мыслительного. Научное наследие Павлова определяет в значительной мере облик современной физиологии и ряда смежных отраслей биологии и медицины, оно оставило заметный след в психологии и педагогике. Особенно велико значение исследований Павлова для развития медицины. Павлов считал, что понимаемые глубоко физиология и медицина неотделимы. Под влиянием идей Павлов формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии. Всё творчество Павлова было пронизано горячей любовью к отечеству. «Что ни делаю, — писал Павлов, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение» (Полное собрание сочинений, 2 изд., т. 1, 1951, с. 12). О высокой ответственности учёного перед Родиной писал Павлов и в своём письме молодёжи (см. там же, с. 22—23). В. И. Ленин высоко ценил Павлова. Яркое свидетельство тому — подписанное им постановление Совнаркома от 24 января 1921, в котором отмечались «... исключительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира...». В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов, президентом которого был Павлов, он был признан не только по возрасту, но и по авторитету старейшиной физиологов мира. Павлов был избран членом и почётным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. Имя Павлова присвоено институту физиологии АН СССР, 1-му Ленинградскому медицинскому институту, Рязанскому медицинскому институту и др.; АН СССР учреждены: в 1934 — премия им. Павлова, присуждаемая за лучшую научную работу в области физиологии, и в 1949 — золотая медаль его имени — за совокупность работ по развитию учения Павлова.

100. Пол
image
image
site-tver
site-tver
Пройти случайный тест:
Педагогические особенности.
site-tver
site-tver

Нравится ли Вам мой словарь?
Очень нравится, словарь отличный
Нравится но мало терминов
Не очень, плохое описание
Ужасный, ничего не понятно

Всего голосов: 1166





оставить отзыв

Яндекс.Метрика